эффективные решения для вашего бизнеса  
Дон Изолятор моб: +7 988 540 32 29
тел: (863) 219-12-79
факс: (863) 219-12-79
e-mail: [email protected]
гарантированная защита и надежность
Продукция Контакты Информация
Информация

Что такое мавританский стиль


Мавританский стиль - это... Что такое Мавританский стиль?

Неомавританский павильон в одном из парков Севильи.

Маврита́нский стиль — ретроспективное направление в эклектической архитектуре II-й половины XIX века и I-й половины XX века, заключавшееся в переосмыслении и имитации архитектурных приёмов испанского, португальского, мавританского и исламского средневекового зодчества, в особенности — мудехара.

Архитектурное направление, к которому относятся средневековые памятники Магриба и исламской Испании, неоднородно. В его основе лежит синтез художественных традиций вестготов, берберов и других народов, входивших в состав Арабского халифата. Для культовых и светских построек мавританского стиля характерно обилие стрельчатых, подковообразных и фестончатых арок, куполов, фризов, карнизов и настенной резьбы. Колонны облицовывались изразцовыми и керамическими плитками. Применялись мозаика, цветные витражи и украшения из цветного мрамора, как правило, использовался орнамент.

Возникновение на излёте эпохи романтизма моды на мавританскую экзотику связано с поиском архитектурного направления, которое могло бы составить конкуренцию приевшимся формам классицизма и неоготики. Публикация сборника Вашингтона Ирвинга «Альгамбра» подстегнула интерес европейцев и американцев к средневековой Испании и сопредельным мусульманским государствам. При этом на первых порах не делалось различий между собственно мавританским зодчеством и формами, более характерными для Османской империи.

Триумфальная арка (Барселона).

Одним из первых памятников увлечения исламским зодчеством стал Воронцовский дворец в Алупке, спроектированный британским архитектором Блором под влиянием «индо-сарацинского» павильона в Брайтоне. Впоследствии этот стиль стал нормой для русской усадебной архитектуры, причём не только на южных курортах (Кореиз, Симеиз), но и в центральной части России (яркий пример — дом Арсения Морозова на Воздвиженке). Другими очагами строительства в неомавританском духе стали испаноязычные районы США (в частности, Калифорния) и (после оккупации Австро-Венгрией) Босния и Герцеговина.

В Европе неомавританский стиль долгое время воспринимался как «стиль синагог». Во многих городах Европы и мира еврейские сообщества предпочитали возводить синагоги именно в этом стиле, так как он ассоциировался с золотым веком средневекового еврейства в исламской Испании.

В самой Испании вкус к неомавританскому зодчеству привился не сразу. Одним из первых интерес к нему проявлял каталанский архитектор Антонио Гауди, в творчестве которого замысловато преломились отдельные мотивы мавританской архитектуры (дворец в Асторге). В связи с проведением в 1929 году Испано-американской выставки на юге Испании и в Мадриде было создано несколько масштабных городских ансамблей в стиле нео-мудехар, включая ансамбль площади Испании в Севилье и театр в Кадисе.

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

МАВРИТАНСКИЙ СТИЛЬ

МАВРИТАНСКИЙ СТИЛЬ - один из ис­то­ри­че­ских сти­лей XIX века, ос­но­ван­ный на ис­поль­зо­ва­нии мо­ти­вов ар­хи­тек­ту­ры и де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го искусства мав­ров - му­сульманского на­се­ле­ния Северо-Западной Аф­ри­ки и Ис­па­нии (в VIII-XV веках).

Не­редко эк­лек­тич­но со­еди­нял осо­бен­но­сти соб­ст­вен­но мав­ри­тан­ско­го искусства с эле­мен­та­ми ближ­не­во­сточ­но­го, турецкого, индийского, персидского искусства и ар­хи­тек­ту­ры.

Рас­про­стра­не­ние мавританского сстиля на­ча­лось в эпо­ху ро­ман­тиз­ма, ис­пы­ты­вав­ше­го осо­бый ин­те­рес к Вос­то­ку (смотри Ори­ен­та­лизм).

Ран­ний при­мер мавританского стиля - Ко­ро­лев­ский па­виль­он в Брай­тоне (1815-1823 годы, архитектор Дж. Нэш).

Мавританский стиль ис­поль­зо­вал­ся как для ком­плекс­но­го ар­хитектурного ре­ше­ния зда­ния (Во­рон­цов­ский дво­рец в Алуп­ке, 1832-1846 годы, архитектор Э. Блор), так и для оформ­ле­ния ин­терь­е­ров (Ван­ная императрицы Алек­сан­д­ры Фё­до­ров­ны в Зим­нем двор­це, 1838-1840 годы, архитектор А.П. Брюл­лов, не сохранилась; «Араб­ский зал» особ­ня­ка Лей­тон-ха­ус в Лон­до­не, 1877-1879 годы, архитектор Дж. Эйт­чи­сон).

Мавританский стиль бли­зок так называемому сти­лю не­ому­де­хар, рас­про­стра­нён­но­му в XIX веке на тер­ри­то­рии Ис­па­нии и её ко­ло­ний (его эле­мен­ты за­мет­ны в по­строй­ках А. Гау­ди - до­ме Ви­сенс в Бар­се­ло­не, 1883-1885 годы; епи­скоп­ском двор­це в Ас­тор­ге, 1887-1893 годы).

Час­то ис­поль­зо­вал­ся в про­ек­тах си­на­гог (например, в Дрез­де­не, 1838-1840 годы, архитектор Г. Зем­пер, не сохранилась; в Санкт-Пе­тер­бур­ге, 1883-1893 годы, ар­хи­тек­то­ры И.И. Ша­пош­ни­ков, Л.И. Бах­ман и другие), что, ве­ро­ят­но, бы­ло обу­слов­ле­но не­ев­ро­пей­ским ви­дом зда­ний мавританского стиля.

Мо­ти­вы мавританского стиля так­же про­яв­ля­лись в по­строй­ках ар де­ко (ин­терь­ер ки­но­те­ат­ра «Ас­то­рия» в Лон­до­не, 1929 год, архитектор Э.А. Сто­ун; ны­не цер­ковь).

Ино­гда тер­мин «Мавританский стиль» ис­поль­зу­ет­ся в том же зна­че­нии, что и мав­ри­тан­ское ис­кус­ст­во.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература

  • Darby M. The Islamic perspective: an as­pect of British architecture and design in the 19th century. L., 1983
  • Head R. The Indian style. Chi., 1986
  • Sweetman J. The Oriental ob­session: Islamic inspiration in British and Ame­rican art and architecture, 1500–1920. Camb.; N. Y., 1988
  • Irving T.B. Mudéjar crafts in the Americas. [Cedar Rapids], 1991
  • Danby M. Moorish style. L., 1995

w.histrf.ru

Мавританский стиль в дизайне интерьера, фото

Мавританский стиль в интерьере

Мавританский стиль (Moorish style) в дизайне интерьера может быть очень многогранным и интересным, но всегда исключительно пропорциональным. Хаотичность схожего с ним марокканского стиля в данном варианте дизайна отсутствует. А колоритность в мавританском интерьере возникает за счет арабского декора и орнаментов на аутентичном текстиле, при этом в основе оформления лежат европейские: симметрия, мебель и принципы организации жилого пространства.

Мавританский стиль является в первую очередь исторически интересным. Он показывает, что рождается на стыке двух культур – арабской и европейской – и как можно гармонично сочетать все традиции, создавая при этом что-то новое, представляющее улучшенную версию обоих образов жизни.

Мавританский стиль в дизайне интерьера идеально подходит для оформления загородного дома, дачи, коттеджа, большой квартиры от 80-100 квадратных метров площади. Ему действительно нужен простор – большие площади, высокие потолки, габаритные окна, коридоры и холлы, чтобы чувствовать себя комфортабельно и выглядеть аутентично.

Кроме этого, мавританский стиль не может быть реализован в доме, где нет арочных сводов или их имитаций, особенной расстекловки, декоративных окон и колонн для террас и балконов.

История мавританского стиля в дизайне интерьера

Вопреки расхожему мнению о том, что мавританский стиль является продуктом культуры народов Мавритании, на самом деле он является одним из европейских колониальных стилей. То есть создали его именно европейцы (французы и англичане) со своими колониями в Северной Африке, используя местный декор, посуду и текстиль, привозя мебель из Европы или заказывая её у местных мастеров.

При этом мавританский стиль реализовывается на основе колониального особняка – со внутренним двориком и фонтаном или маленьким бассейном, с арочными сводами и окнами, проходными гостиными (а их, как правило, несколько), большими каминами и иногда просто огромными кухнями. Маленькие квартиры в многоквартирных домах и доходных домах для европейцев тоже оформлялись в таком стиле с шиком и имели общие гостиные, столовые (обычно несколько) и кухню.

Сейчас мавританский стиль популярен не только в Северной Африке и самой Франции (на юге), но и в США, Австралии, Канаде, Великобритании – там, где современные люди с любовью ко французской эстетике хотят иметь более колоритный этнический интерьер.

История мавританского стиля не закончилась после того, как колонии получили независимость, а европейцы уехали из Северной Африки. Атмосферный дизайн интерьера в данном стиле сейчас популярен в отелях Марокко, Египта и Алжира, на загородных виллах (которые часто тоже сдаются в аренду туристам), в особняках и коттеджах, квартирах в старых домах.

Чем отличается мавританский стиль от марокканского

Марокканский стиль является узкоспециальным стилем только для Марокко и южных берегов Испании и часто использует охристые палитры так же, как и бело-голубые с серебром. Здесь смешивается испанская, французская и марокканская культура.

Марокканский стиль в интерьере

Марокканский стиль тоже можно назвать мавританским, но если в подобном интерьере используются, например, египетские мотивы, то он уже точно выходит за рамки марокканского стиля и становится более широким, мавританским – мульти-национальным.

Многие ошибаются, полагая, что данные стили (марокканский и мавританский) являются национальными и распространенными у себя на родине. На самом деле лишь европейцы, приехавшие сюда с большими деньгами, могли позволить себе такую роскошь и при этом основу из европейской мебели. В целом, мавританский стиль более похож на европейский (даже венецианский!), чем марокканский. Это можно заметить по мягким группам в гостиной и другой мебели европейского типа.

Еще один схожий стиль – богемный, он отличается от марокканского и мавританского тем, что содержит кроме арабских и европейских еще черноморские, румынские и болгарские черты и является еще более смешанным стилем из-за того, что происходит от цыганского стиля жизни и оформления интерьера.

Так, мавританский стиль является по сути европейским, если не сказать французским, но с этническими деталями, материалами отделки, светильниками и аутентичным текстилем. Именно поэтому данный стиль более предпочтителен для реализации в России, чем марокканский или индийский, где потребуется не только этнический декор, но и мебель, которая стоит очень дорого (оригинальная) и массово в Москве просто не продается.

Мебель в мавританском стиле

Резная деревянная мебель в мавританском стиле происходит из смешения обычной деревянной мебели европейского типа и арабских орнаментов. До европейцев такой мебели в Северной Африке практически не было. Но количество выходцев из Франции и Великобритании, которые нуждались в мебели для своих домов и офисов, росло. Именно для них стали делать привычные им формы мебели (шкафы, комоды, кухонные гарнитуры) с аутентичным колоритом. Кстати, мягкую мебель часто заказывали все-таки из Европы.

Так, основная мебель – кресла и диваны, которые есть практически в каждой комнате (гостиной, террасе, спальнях, детской, в холле, коридорах) используется европейская. В мавританском стиле, в отличие от марокканского, этому уделяется принципиальное внимание. Но сегодня кроме европейской традиционной мебели (например, кресла «с ушами») может быть использована и современная европейская мебель более лаконичных форм.

Так, вы легко можете просто поставить европейский диван, например, цвета чирок в бежевую гостиную, добавить окнам арочные своды, дополнить образ письменным столом из черного дерева с изящными ножками, повесить пару светильников из Марокко – и мавританский интерьер будет готов!

Цветовая палитра стиля

Изначально палитра Северной Африки базируется всего на нескольких оттенках – песчано-оранжевом, светлом оранжевом, бежевом, белом и красном. Но мавританский стиль далек от национального стиля местного населения, поэтому в нем очень много белого, привнесенного в интерьеры европейцами, да и синих, и голубых акцентов в разы больше, впрочем, как и зеленых. В оригинале синие и зеленые цвета использовались здесь в мозаике, но в минимальных количествах и в основном для религиозных сооружений.

Цветовая палитра мавританского стиля основана на кофейных тонах с дополнениями из черного, серебра и золота, темно-коричневых оттенков. Кроме того, акцентами могут выступать однотонные или с орнаментом элементы в оттенках: марсала, чирок, фиолетовый, темный чирок, сливовый, тыквенный, оливковый, грязно-салатовый. Очень редко используются оранжевые и ярко-оранжевые диваны, которые являются характерной чертой марокканского стиля.

Стены здесь обычно бежевые, бледно-оливковые, коричневые, очень бледные желтые, почти бежевые. Желтые и оранжевые тона, как и темные коричневые и яркие в данном случае относятся к марокканскому стилю.

Цвета в интерьере: влияние и особенности

Декор в мавританском стиле

В декоре часто используются деревянные резные шкатулки с росписью, интересные светильники, обычно из железа, текстиль с арабскими и мавританскими орнаментами, позолота для посуды, статуэток, предметов декора. Очень часто основой композиции на кофейном столике и столовой группе служат подносы – с позолотой, серебром или резные из дерева.

Здесь популярны резные письменные столы и кофейные столики, сложносочиненные и невероятно роскошные аутентичные светильники и европейские хрустальные люстры. Очень актуальны зеркала с резными рамами, часто в позолоте или посеребрении, маленькие пуфики с резными деревянными ножками и козетки.

Особенности оформления дома и квартиры в мавританском стиле

Увы, аутентичный интерьер в мавританском стиле не получится создать без галерей, арочных проходов, ниш с уникальными арочными сводами сложной конструкции (силуэты мечетей и других больших общественных зданий в мавританском стиле).

Арабская мозаика и северо-африканские орнаменты используются в мавританском стиле более осторожно, чем в марокканском. Обычно здесь популярны более сдержанные палитры, большое внимание уделяется дизайну пола. Пол в мавританском стиле, в отличие от марокканского, всегда выглядит люксово, а не по-деревенски.

Мавританский стиль в интерьере — фото

rehouz.info

Мавританский стиль в архитектуре, в интерьере и в саду

Созданию мавританского стиля предшествовало основание исламского государства с подчинением территорий Пиренейского полуострова, Северной Африки и Ближнего Востока. Мусульманская культура приобрела восточный оттенок, вобрав в себя элементы персидской, арабской, римской, египетской. Сочетание нескольких культурных стилей в результате привело к рождению неповторимого, индивидуального мавританского.

Основное направление мавританского стиля

Художественная оригинальность заключалась в невероятных растительных и фигурных орнаментах с элементами арабского шрифта, мягких завитках или точеных геометрических формах. Все это фантазийное творение древних мастеров рождалось под строгим исламским запретом изображать животных и людей.

Мавританский стиль стал известен и популярен в Европе в конце XIX века. Это было абсолютно свежее, интересное и восхитительное направление в архитектуре и изобразительном искусстве по сравнению с приевшимся стилем классицизма и готики.

Характерные элементы мавританского стиля поражают воображение своей красочностью и утонченностью, а порой сложностью замысловатых узоров. Яркие мозаики, витражи, арочные своды, кованые медные лампы, кальяны, большие вазы, позолоченные вышитые орнаменты на скатертях, коврах и покрывалах – в каждой мелочи чувствуется влияние восточного колорита.

Мавританский стиль в архитектуре

Сооружения в мавританском стиле ярко представлены в испанской архитектуре XIII века, когда был построен Севильский Алькасар – дворец кастильских королей. И великолепный дворец Альгамбра, сохраняющий самые яркие элементы этого стиля – лепные рельефы, невообразимые арки и своды, кружевные перемычки, растительные и цветочные орнаменты, золотистые оттенки и, конечно же, статные колонны.

В России это направление в архитектуре становится популярным после окончания Русско-турецкой войны. Такие здания даже именуются «альгамбра». В Петербурге и Москве по сей день дома в мавританском стиле привлекают к себе многочисленных туристов. Одним из них является особняк Арсения Морозова, построенный в разных стилях, но с преобладанием именно причудливых мавританских мотивов. Здание находится в Москве, на улице Воздвиженке и похоже на сказочный заморский дворец.

В Крыму самыми яркими примерами мавританской архитектуры являются Воронцовский дворец, романтичный дворец Дюльбер, имение Карасан, дворец эмира Бухарского.

Все эти великолепные сооружения содержат такие элементы восточного стиля, как зубчатые стены, арочные ворота и своды, различные купола, ажурную резьбу, разноцветные мозаики и белоснежные каменные стены.

Синагоги во многих странах также построены в мавританском стиле.

Особенности и черты интерьера в мавританском стиле

Что касается интерьера в мавританском стиле, здесь присутствуют все те же восточные мотивы. В современном дизайне его используют в отдельных комнатах, предназначенных для отдыха, кафе и ресторанах.

В России было модным оформлять комнаты для курения и кофейные, а также ванные в особняках.

Отличительные черты этого стиля в дизайне: тонкие стены с деревянной отделкой, фигурная резьба, натуральные дорогие ткани и ковры. Пол преимущественно выстлан мозаикой и украшен разноцветными коврами. Декорирование различными подвесками, звенящими украшениями как по стенам, так и под потолком.

Освещение представлено подвесными люстрами на цепях, медными светильниками и изящными фонариками.

Соответствующая мебель из темного дерева имеет не слишком презентабельный вид. По большей части это небольшие и низкие диванчики без спинок, многоугольные столики на изогнутых ножках, ширмы и этажерки. Мебель может быть отделана кожей, украшена тончайшими кружевными накладками из металла или другого плотного материала.

Мавританский стиль в интерьере предполагает яркие сочные цвета красных, синих оттенков, позолоту и перламутр, теплые коричневые, желтые и оранжевые элементы.

Наличие уютных мелочей в виде множества подушек, драпировок, курильниц для благовоний, кальянов, больших старинных ваз, чайных сервизов, глиняных пиал станет довершением в этом стиле восточного колорита.

Стили ландшафтного дизайна

Искусство создания идеального зеленого уголка на своем участке во все времена заботило общество. Знаменитые греческие, римские, китайские и другие сады разных народов несли свои индивидуальные стили ландшафтного дизайна в оформлении, которые впоследствии благополучно стали использоваться по всему миру.

Главная цель ландшафтного дизайна в достижении гармоничного сочетания художественного образа с архитектурным стилем. Но самое важное – это внутреннее чувство удовлетворения, радости и покоя в уголке, заботливо созданном и оберегаемом самим человеком.

Основные два направления, от которых следует отталкиваться, это регулярный стиль и пейзажный. Регулярный предусматривает строгую или частичную закономерность в декорировании, оформлении участка, соблюдении пропорций и форм. Пейзажный же, наоборот, приветствует полную свободу, легкую природную небрежность и запущенность.

Мавританский ландшафтный дизайн представляет собой регулярный стиль оформления своих владений. Для него характерны четкое разделение границ на геометрически правильные фигуры, соблюдение симметрии, строгие разграничения троп и садовых дорожек.

Волшебные мавританские сады

Любой сад привлекает своей красотой, насыщенной зеленью и яркими красками. Мавританские сады ко всему прочему располагают к полному расслаблению, неторопливым раздумьям среди органичных пейзажей и звуков природы.

Рожденный в жарких странах, преимущественно в пустынях, мавританский стиль стремится к буйству естественного ландшафта, что отражается в многочисленных зеленых насаждениях и водоемах: фонтанах, прудах, ступенчатых переливных бассейнах.

Мавританские сады можно сравнить с райским островком, настолько здесь все гармонично и восхитительно. Главной особенностью такого сада является центральный фонтан или любой другой водоем, разделяющий всю территорию на четыре равные части расходящимися от него четырьмя каналами.

Если территория сада достаточно обширна, то и водоемов будет в несколько раз больше. Журчащая, чистая и холодная вода, утопающая в изумрудной зелени – обязательный атрибут мавританских садов.

Деревья и кустарники в садах должны создавать естественный природный образ, поэтому они редко подвергаются корректировке. Большое внимание уделяется цветущим ароматным растениям, клумбы с благоухающими цветниками всегда располагаются на видном месте.

Мавританский декор в саду

Что представляет собой мавританский садовый декор? Фонтаны, бассейны отделаны разноцветной стеклянной или мраморной мелкой мозаикой. Возле водоемов устанавливают изящные кованые решетки или галереи с вьющимися ароматными цветами. Сами же водоемы, особенно пруды, украшают водными растениями.

И, хотя росту цветов и других растений стараются не препятствовать, за каждой территорией сада закреплен свой участок с определенными растениями. Например, место, где растут только пряные растения, располагается в тени пышных деревьев, с обязательными скамьями для отдыха и наслаждения ароматами. Розарии распределены по своим сортам и видам.

В специализированных магазинах можно приобрести готовый мавританский газон. Обычно они изобилуют полевыми травами и хрупкими нежными цветами. В период цветения газон будет пристанищем для мохнатых и тяжелых шмелей, изящных бабочек и стремительных стрекоз.

Садовый декор в мавританском стиле характерен тем, что на территории устанавливают решетчатые беседки с широкими низкими лежаками. В окружении вьющихся цветущих растений, пения птиц и тихого журчания воды это место идеально для релаксации.

Также мавританский стиль сада поддержат многочисленные дорожки, выложенные плитками, камнями. Но это должен быть интересный восточный узор или орнамент. Пустующее пространство заполняют декоративной мозаикой, вазами и кувшинами с африканскими узорами. Мавританский стиль полностью исключает наличие в саду статуй животных или людей.

Вода в фонтанах и водоемах должна не бить ключом, а медленно струиться тонкими серебряными нитями, природные краски и звуки гармонично сочетаются с элементами декора.

Вся обстановка мавританского сада должна располагать к умиротворению и душевному равновесию.

fb.ru

МАВРИТА́НСКИЙ СТИЛЬ

МАВРИТА́НСКИЙ СТИЛЬ (англ. Moorish style; франц. Style mauresque), один из ис­то­ри­че­ских сти­лей 19 в., ос­но­ван­ный на ис­поль­зо­ва­нии мо­ти­вов ар­хи­тек­ту­ры и де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го иск-ва мав­ров – му­сульм. на­се­ле­ния Сев.-Зап. Аф­ри­ки и Ис­па­нии (в 8–15 вв.). Не­редко эк­лек­тич­но со­еди­нял осо­бен­но­сти соб­ст­вен­но мав­ри­тан­ско­го иск-ва с эле­мен­та­ми ближ­не­во­сточ­но­го, тур., инд., перс. иск-ва и ар­хи­тек­ту­ры. Рас­про­стра­не­ние М. с. на­ча­лось в эпо­ху ро­ман­тиз­ма, ис­пы­ты­вав­ше­го осо­бый ин­те­рес к Вос­то­ку (см. Ори­ен­та­лизм). Ран­ний при­мер М. с. – Ко­ро­лев­ский па­виль­он в Брай­тоне (1815–23, арх. Дж. Нэш). М. с. ис­поль­зо­вал­ся как для ком­плекс­но­го ар­хит. ре­ше­ния зда­ния (Во­рон­цов­ский дво­рец в Алуп­ке, 1832–46, арх. Э. Блор), так и для оформ­ле­ния ин­терь­е­ров (Ван­ная имп. Алек­сан­д­ры Фё­до­ров­ны в Зим­нем двор­це, 1838–40, арх. А. П. Брюл­лов, не сохр.; «Араб­ский зал» особ­ня­ка Лей­тон-ха­ус в Лон­до­не, 1877–79, арх. Дж. Эйт­чи­сон). М. с. бли­зок т. н. сти­лю не­ому­де­хар, рас­про­стра­нён­но­му в 19 в. на тер­ри­то­рии Ис­па­нии и её ко­ло­ний (его эле­мен­ты за­мет­ны в по­строй­ках А. Гау­ди – до­ме Ви­сенс в Бар­се­ло­не, 1883–85; епи­скоп­ском двор­це в Ас­тор­ге, 1887–1893). Час­то ис­поль­зо­вал­ся в про­ек­тах си­на­гог (напр., в Дрез­де­не, 1838–40, арх. Г. Зем­пер, не сохр.; в С.-Пе­тер­бур­ге, 1883–93, ар­хи­тек­то­ры И. И. Ша­пош­ни­ков, Л. И. Бах­ман и др.), что, ве­ро­ят­но, бы­ло обу­слов­ле­но не­ев­ро­пей­ским ви­дом зда­ний М. с. Мо­ти­вы М. с. так­же про­яв­ля­лись в по­строй­ках ар де­ко (ин­терь­ер ки­но­те­ат­ра «Ас­то­рия» в Лон­до­не, 1929, арх. Э. А. Сто­ун; ны­не цер­ковь).

Ино­гда тер­мин «М. с.» ис­поль­зу­ет­ся в том же зна­че­нии, что и мав­ри­тан­ское ис­кус­ст­во.

bigenc.ru

Этнические стили интерьера. Мавританский стиль

Считается, что мавританский стиль возник в Европе конца XIX столетия. В те времена Мавританией считалась северная часть Африки. Именно в ее честь и назвали стилевое направление. Однако не нужно думать, что мавританским стилем является искусство жителей Мавритании или народов, которые ее населяли. Данный стиль изобрели европейцы под воздействием североафриканской культуры. Вот почему он многое перенял у мавров и арабов, а также прочих народов, что проживали и кочевали в этой области Африки.

Мавританский стиль можно смело относить к нео-стилям, так как он содержит черты, свойственные разным культурам. В нем сочетаются многие элементы изобразительного искусства Индии, Сирии и Египта. Нынешние европейцы считают, что мавританский стиль был создан под воздействием мусульманских культур и Ислама. На тонких восточных орнаментах, характерных для этого стиля, нет изображений живых существ, что свойственно восточному искусству.

Мавританский стиль существенно повлиял на изобразительное искусство и архитектуру конца XIX столетия. Даже сегодня его элементы можно увидеть в архитектуре, обустройстве ландшафтов и создании оригинальной мебели.

Главными архитектурными элементами считают луковицеобразную (оживальную) и подковообразную (мавританскую) арки, а также своды сталактитовых форм. Стены содержат орнамент четкого, точного рисунка с геометрическими и растительными мотивами. Благодаря игольчатым колоннам, тонким стенам и острым ребрам, интерьеры становятся похожими на шатер гигантских размеров.

Мебель практически не играла роли. В мавританском стиле не используются шкафы. Вместо них применяются ниши в стенах и сундуки. Отличным современным решением для помещения в мавританском стиле можно считать шкаф-купе c дверьми из деревянных палочек.

Как правило, столы должны быть низкими с восемью или шестью углами. Также их инкрустируют перламутром либо покрывают листом меди с чеканкой. Но в мавританском стиле найдется место и для обычного деревянного стола, в особенности, если он имеет художественную резьбу.

Очень удобным будет низкий диван без ручек и спинки (оттоманка), так как столешница тоже находится довольно низко. В таком случае, вместо подлокотников и спинки используется множество подушек. Чтобы обить мебель, пользовались кордофанской кожей с тиснением либо частичной позолотой. Довольно часто кожаную обивку обрабатывали ажурными накладками из металла.

Круглые или яйцеобразные глиняные горшки и корзины, созданные руками женщин из Африки, а также украшенные с помощью африканских орнаментов, гравировки, резьбы по дереву, представляют собой заключительный аккорд в африканском интерьере. Кроме того, не лишней будет некрашеная мебель из дерева либо мебель темного, практически черного, цвета. Закрепить принадлежность к такому стилю, как мавританский, можно с помощью восточного орнамента в архитектурном творении. Если говорить о мусульманском орнаменте, то он должен состоять из сплошных загадок и метафор, бесконечного множества одинаковых узоров и хитросплетений с использованием геометрических фигур. Плюс ко всему, в таком орнаменте часто присутствуют сложные цепи из фигур, которые подтверждают склонность народов Востока к математике.

Неоднородность в мавританском стиле прослеживается в таких произведениях архитектуры, как мозаика, арки и фризы. Видимо, влияние большого количества культур скорректировало течение, которое на данный момент принято называть мавританским стилем.

Пиком моды на такой стиль считается вторая половина XIX столетия, однако и сегодня мавританский стиль остается востребованным у дизайнеров и архитекторов.

Самым ярким примером использования мавританского стиля в современном мире считаются известные мавританские сады, а также образы и элементы, которые до сих пор используются во время создания дизайна и оформления различных ландшафтов.

Если говорить проще, это воплощение в реальность желаний кочевников, которые пересекали пустыню и проходили далекий путь с караваном, мечтая об изобилии влаги и садах зеленого цвета.

Утонченные, неповторимые и изысканные элементы, присущие мавританскому стилю, и сегодня очень популярны среди современных дизайнеров. Мавританский стиль может долгое время радовать глаз и развивать фантазию, ведь он является воплощением желаний многих завоевателей и мудрецов, романтиков и путешественников. Этот пышный и одновременно утонченный стиль будет актуален всегда.

Очень широко мавританский стиль распространился в южной Испании и областях, которые к ней прилегали. Большое количество ландшафтов и архитектурных элементов, выполненные в данном стиле, являются подтверждением мысли о том, что восточная культура успешно повлияла на европейскую культуру.

В том случае, если вы хотите объединить в собственном доме уют с утонченной экзотикой, стоит обратить внимание на мавританский стиль, который точно вас не разочарует.

Источник

Восточная роскошь, причудливые орнаменты, искусная резьба, яркий красочный колорит… Мавританский стиль в интерьере – самобытный, напоминающий восточную сказку, чарующий своей изысканностью и утонченным аристократизмом, возник… нет, нет, совсем не в Мавритании. Хотя именно так называли в Средневековье мусульманские страны на побережье Северо-Западной Африки.

Этнические корни стиля

Своими национальными корнями мавританский стиль уходит в далекое прошлое. Воинствующие арабы, образовавшие в Испании начала VIII в. свой Халифат, продержались там вплоть до XIII в. В конце XV в. пал и Гранадский эмират – последний бастион некогда великой мусульманской империи. За времена господства испанских мавров их искусство и культура значительно изменились под влиянием культур христианской Европы, соплеменников-арабов с африканского побережья, берберских традиций.

Обособленный, эффектный неостиль, изобретенный европейцами во второй половине XIX в., получил название «мавританский», так как вобрал многие черты национального исламского искусства, средневековую манерность египетских, индийских, персидских художественных образов, специфику арабских традиций. А изначально «стиль сарацин», так его еще называли, достиг пика популярности во времена Наполеона, который «привез» его во Францию. Стиль прижился и распространился далее по всей Европе.

Обязательные элементы дизайна

Мавританский стиль в архитектуре, в ландшафтном дизайне, в интерьере, в мебельном производстве, в изобразительном искусстве всегда интересен и привлекателен, притягивает взор своей неординарностью, исключительной экспрессией.

Характерными чертами восточных традиций в интерьере являются изящество и тонкость витиеватого орнамента, отсутствие изображений живых существ. Современные почитатели мавританского интерьерного стиля полагают, что это дизайнерское детище – прямой потомок мусульманской культуры и Ислама. Ведь в мавританском интерьере замысловатые узорные хитросплетения не имеют изображений животных и человека, что недвусмысленно подтверждает восточные корни многих элементов стиля. Взгляните на фото и убедитесь.

Основные архитектурные элементы в мавританском стиле – своеобразные остроконечные аркады, арки в виде подковы (мавританская) и в виде луковицы (оживальная), величественные игольчатые колонны, потолочные своды сталактитовых форм, керамическая плитка, мозаичная отделка.

Оформление и роспись стен в мавританском стиле изобилует непревзойденными композициями растительных мотивов, геометрически правильными узорами фантастических конструкций. Это запутанная цепь фигурных узоров, подтверждающая, возможно, математический склад ума народов Востока, имитация арабской письменности.

Роскошные ткани, мудреные принты, насыщенность цвета и оттенков, золотое и серебряное шитье. Комбинации и сочетания в интерьере зависят от полета фантазии.

Мавританский стиль в интерьере отличают:

  • тонкая резьба по камню, кости;
  • шерстяные персидские ковры ручной работы;
  • арабески;
  • изразцы;
  • цветной мрамор;
  • витражи

Дом или комната похожи на удивительный восточный шатер с пышным убранством.

Предметы мебели

Мебель в мавританском интерьере не является главенствующим элементом. Шкафы в нашем современном понимании заменяют массивные сундуки с эстетичными коваными накладками. Стенные ниши имеют дверцы с деревянными полочками. В новомодное дизайнерское решение комнаты в мавританском стиле удачно впишутся шкафы-купе.

Низкие шести-, восьмиугольные столы с медной столешницей и чеканкой, с перламутровой инкрустацией, в мавританском дизайне смотрятся великолепно и дополнительно подчеркивают принадлежность к восточным устоям. Деревянный стол, если он отличается художественной резьбой, также уместен.

В ряду «комфортных необходимостей» находится оттоманка – низкий диванчик без спинки, с многочисленными подушками, которые служат опорой вместо подлокотников и спинки. Мавританский стиль в обивке мебели предусматривает использование кордофанской кожи с тиснением и позолотой. Ажурные металлические накладки поверх кожаной обивки – вершина стильности. В интерьере приветствуется наличие некрашеной деревянной мебели темных, почти черных оттенков.

Несмотря на всю свою национальную специфичность, мавританский стиль и ныне является востребованным архитекторами и дизайнерами.

Интерьерные мелочи – корзины и глиняные горшки разных форм ручной работы, украшенные тончайшей гравировкой и деревянной резьбой. Флакончики для благовоний, стильная марокканская лампа, мозаичные подсвечники, медная посуда… Любой дом преобразится от таких восточных атрибутов.

Мавританский сад

Классический мавританский сад – один из типичных примеров обустройства ландшафтного уголка в восточном стиле. Воплощение мечты кочевников пустыни, грезивших об оазисах и рае на земле. Буйство пышной зелени, обилие экзотических и ярких цветов, фонтаны или пруд с растекающимися по разные стороны каналами. Достаточно посмотреть на фото, чтобы быть завороженным этой красотой.

Нередко называемый стилем эпохи мудрецов и завоевателей, романтиков и путешественников, непревзойденный в своей утонченности, фантастической пышности, мавританский стиль в интерьере радует и восхищает ценителей прекрасного. Он актуален и сегодня. Хотите создать нечто необычное и креативное, экзотический уют и комфорт? Мавританский стиль вас не разочарует.

Источник

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

xvastunishka.us

Испанские замки в мавританском стиле в 2019 году

Испанские замки в мавританском стиле наполнены гармонией и умиротворением. Они располагают к созерцанию, отрешению от суеты шумного мира, наслаждению прекрасным. Своим возникновением данный стиль обязан поселенцам из региона Мавритания (северо-запад Африки).

Испанский замок Коломарес

Эпоха мавров в Испании

Мавританская архитектура Испании объединила черты испанского и берберского стиля. Завоевание испанской земли представителями халифата датируется 8 веком. Просуществовало это господство вплоть до 13 столетия, превратившись в небольшой Гренадский эмират. Падение последнего произошло через два столетия.

Историки выделяют три периода мавританской архитектуры:

  • первый представлен мечетью в Кордове;
  • второй (переходный) — Алькасар, башня Хиральда;
  • третий (расцвет) — замки Альгамбра, Хенералифе (Гренада).

Данный стиль был присущ не только дворцовым комплексам. Большое количество садов Испании выполнено именно в этом направлении. Исламский сад является отображением миропонимания, культурных и материальных ценностей своего народа. Если учесть, что родина арабов — пустыня, то становится понятным значение, которое имеет для этих народов вода. Мавританские сады наполнены фонтанами, родниками, озёрами. Общий вид самого замка, окружённого садом, напоминает оазис.

Особенности мавританского стиля

  • орнамент отличается изяществом, чёткими линиями;
  • куб и квадрат — священные символы, именно поэтому эти фигуры используются не только в украшении поверхностей, но и в самих конструкциях зданий;
  • центр мавританского сада — водоём, от которого расходятся каналы и аллеи в четырёх направлениях, как четыре реки, упомянутые Кораном;
  • основные элементы: подковообразные арки (иногда имеют стрельчатое завершение), сводчатые перекрытия, которые образуют восьмиконечную звезду, орнамент из гипса, наборные потолки;
  • основу дворца всегда составляет внутренний двор, вокруг которого располагаются все помещения и залы;
  • отделка стен — панели из разных сортов дерева, ковры, тканевые покрытия (шёлк, органза, бархат, парча, муар);
  • интерьер всегда отличается яркими деталями, многоцветьем, роскошью.

Мавританский стиль в архитектурных памятниках Испании хоть и не однородный, но имеющий одну общую черту — в орнаменте и украшении стен и фасадов не использовались изображения живых существ, как того требовала религия арабов.

Знаменитая мечеть была построена в 8 веке, приказом кордовского халифа. В основу её была положена конструкция главной святыни в Дамаске. В Кордову было привезено множество античных колонн, недостающее количество было изготовлено на месте. Со временем, мечеть уже не могла вмещать огромное число прихожан, что стало причиной постоянных преобразований в период с 10 по 12 века.

Мескита в Кордове

Внешне представляет собой квадратный двор, три стороны которого — это колонны. Четвёртая состоит из 11 нефов (позже пристроили ещё 8), каждый из них снабжён собственным выходом во двор.

Колоны в Меските

Общее число колонн — 850. Для достижения нужной высоты потолков сверху были пристроены арки в виде подковы. Именно с этого момента они и получили такое большое распространение. Интерьер мечети обильно украшен позолотой, яркими красками, пышной лепниной. В целом этот памятник архитектуры напоминает крепость. Усиливает впечатление малое количество окон и зубчатые стены.

Хиральда

Севильские архитектурные комплексы — это уже более поздний этап мавританской эпохи. В 12 веке здесь была построена мечеть с заметными отличиями от предыдущего периода. Особенно ярко это проявилось в облике минарета, являвшегося частью мечети, — Хиральды.

Хиральда

v-ispanii.com


Смотрите также


2012-2020 © Содержание, карта сайта.