эффективные решения для вашего бизнеса  
Дон Изолятор моб: +7 988 540 32 29
тел: (863) 219-12-79
факс: (863) 219-12-79
e-mail: [email protected]
гарантированная защита и надежность
Продукция Контакты Информация

www.knifehelp.net

Как сделать нож для охоты с резной рукоятью

С помощью этой инструкции вы узнаете, как сделать нож своими руками для охоты. Когда я решил изготовить его, то первым делом воспроизвел несколько набросков. Теперь, когда я работаю с заказчиками, то беру эти наброски за основу, и мы вместе решаем, какие изменения нужно внести.

Делаем нож с резной ручкой

Шаг 1. Дизайн

Далее приведены эти наброски и полноразмерные рисунки ручки.

Шаг 2. Ковка клинка

Перед началом ковки, я написал заклинание на полу мастерской. Заклинание написано англо-саксонскими рунами и гласит:

Выкован в огне, вдохновлен честью и долгом.

В принципе, можно обойтись и без заклинания)

Шаг 3

Для этого охотничьего оружия я использовал полосу из стали 1095 сечением 5х30 мм. Чаще всего для ковки я использую 3-килограмовый молот.

Шаг 4

Я нанес нужные промеры прямо на наковальню, чтобы во время ковки можно было проверять соответствие изделия.

Длина моего ножа составляет 380, а ширина 50 мм.

Шаг 5. Выковывание острия

Я начал ковку с острия, стараясь придать ему нужный вид.

Шаг 6. Формирование лезвия

Начинаем придавать форму лезвию.

Шаг 7

Вы можете заметить, что я создавал лезвие небольшими участками.

Шаг 8

Так выглядит оружие после первичной шлифовки.

Шаг 9

На этом этапе обрезал излишек полосы.

Шаг 10

Для обрезания полосы я воспользовался топориком с молотковым бойком и 1,5-килограмовым молотом.

Шаг 11

Сформировываем хвостовик, дорабатываем вид и выпрямляем лезвие.

Шаг 12

Вот такой он по завершению ковки.

Шаг 13. Обработка

В след за тем, как я выковал изделие нужной конфигурации, я приступил к его отделке, окончательно подгоняя форму и промеры.

Шаг 14

Я очистил окалину кузнечным напильником.

Шаг 15

Я обрабатывал его напильником, пока он не стал сравнительно гладким и размеры не приблизились к необходимым.

Шаг 16

Я визуально оценил форму и отметил утолщения фломастером. Далее надфилем проходил отмеченные места, пока разметка не стерлась. Я повторял эти операции до тех пор, пока не добился ровной, необходимой формы лезвия и острия.

Шаг 17

Также очень удобно обрабатывать боковые грани вот таким инструментом.

Шаг 18. Ошкуривание

По окончании грубой отделки я приступил к полировке. Для этого я воспользовался наждачкой с Р150 и деревянным или металлическим бруском.

Шаг 19

При каждой смене наждачного полотна я изменял направление ошкуривания.

Это позволило удалять все риски, оставшиеся после более грубой наждачки и избежать неприятных сюрпризов на дальнейших этапах.

Шаг 20

Все полученные неровности можно увидеть, держа его под углом и оценивая отражение ровного предмета на его поверхности.

Шаг 21

Я отмечал все выпуклости на изделии фломастером. Волнистыми линиями я отметил неровности, которые требовали грубой отделки, а прямыми – то, что требуется ошкурить.

Шаг 22

По завершению грубого ошкуривания, я отполировал его наждачным полотном Р220, следя, чтобы риски были направлены вдоль лезвия. Это помогает избежать концентрации напряжении при дальнейшей термической обработке. На этом этапе следует еще раз убедиться, что размеры детали соответствуют задуманным, и при необходимости доработать.

Шаг 23. Защитная обертка

Чтобы защитить, я обмотал его бумажным полотенцем и закрепил скотчем.

Шаг 24

Также скотчем я приклеил все кромки бумаги, чтобы под них не попадали металлические опилки и песок, и не царапали металл.

Шаг 25. Концентраторы напряжений

Уменьшить концентрацию напряжений можно, изготовив переход от хвостовика к лезвию не резким, а скругленным. Благодаря такому переходу уменьшается риск того, что оно обломается там, где надо держать рукой. Также уменьшатся напряжения во время термической обработки.

Шаг 26. Термическая обработка

Большинство своих изделий я закаляю на мартенсит. Вот как это делается:

• Во-первых, я произвожу трехкратную нормализацию (нагреваю его до критической температуры и даю остыть на воздухе). Нормализация позволяет снизить напряжения в нем, накопившиеся в процессе ковки, грубой отделки и ошкуривания.

• Далее я нагреваю его до 870 градусов (температура зависит от марки стали). Я даже немного перегреваю металл, что позволяет мне опустить его в закалочную ванну при необходимой температуре (частично тепло теряется во время переноса). Далее погружаю металл в масло температурой 230 градусов и даю остыть до температуры масла.

• При температуре 230 градусов металл становится полупластичным и его можно гнуть руками (не забывая о перчатках).

• При дальнейшем охлаждении металл начинает «петь». Этот звук обусловлен образованием кристаллов мартенсита. Процесс закалки и завершен.

• Далее клинок надо подвергнуть трехкратному нагреву до 245 градусов и выдержке при такой температуре на протяжении часа. При таком режиме образуется еще больше мартенсита, и снижаются напряжения, вызванные закалкой.

Примечание: во время термической обработки я испортил три клинка. Я заметил, что изделие таких размеров при термообработке немного изгибается по длине, поэтому последнюю заготовку я изготовил с небольшой обратной кривизной, которая потом компенсировалась.

Шаг 27. Испытание изделия

По завершению термообработки я снова отшлифовал его напильником и ошкурил наждачкой Р150. На этом этапе я обычно испытываю клинок, изгибаю его и делаю пробный надрез. Этот клинок я решил испытать на деревянном бруске 50*100 мм.

Шаг 28. Полировка

Я остался доволен качеством оружия, поэтому продолжил его полировку наждачным полотном.

Я начал с бумаги Р150, а потом сменял ее на Р220, Р400, Р600, Р800 и Р1000, что позволило довести поверхность до требуемого состояния. На этом этапе я попеременно менял направление с продольного на диагональное.

Шаг 29

Я остановился после диагональной обработки бумагой Р1000, и решил завершить полировку в след за изготовлением ручки ножа. В углу фото вы можете увидеть гору использованной наждачной бумаги.

Шаг 30. Рукоятка

Эта часть инструкции разбита скорее не на отдельные этапы, а по хронологическому принципу. Части ручки лучше изготовить немного больших размеров, чтобы впоследствии можно было оценить сбалансированность и убрать все лишнее.

Шаг 31

Первый этап создания ручки – это изготовление нижнего упора (холодное оружие всегда описывается так, если бы его острие было направлено вниз).

На фото изображена заготовка с прорезью по размеру изделия.

Нижний и верхний упоры я изготовил по одинаковому принципу.

Шаг 32

При изготовлении выреза, необходимо следить, чтобы деталь садилась не слишком туго. В противном случае в месте перехода от клинка к самому слабому месту возникнут дополнительные напряжения. Но и большой слабины тоже лучше не допускать.

Шаг 33

Нижний упор, надетый на хвостовик.

Шаг 34

Для изготовления части, за которую держат оружие я использовал брусок твердого африканского черного дерева. Заготовку я соорудил немного большего размера.

Шаг 35

Далее я распилил брусок на две ровные половины.

Шаг 36

Я обработал внутренние поверхности заготовок наждачной бумагой Р150, расположенной на плоской металлической поверхности.

Шаг 37

На внутренних сторонах я разметил положение этой детали. Чтобы две половинки точно сошлись, я сначала соорудил углубление для него в одной оловинке, сложил две части вместе, отметил точки выхода хвостовика. Потом я разобрал рукоять и точно разметил расположение хвостовой части на обеих заготовках.

Шаг 38

Я произвел углубления под хвостовик в обеих заготовках. Сначала нужно сделать углубление по центру и осторожно расширить его до внешних границ разметки.

Шаг 39

Вот что получилось по завершению углубления.

Шаг 40

При склеивании я применял две струбцины, чтобы добиться равномерного давления по всей площади. Чтобы при стягивании струбцинами заготовки не сместились, я вставил хвостовик в отверстие между ними. Этот прием также предотвращает образование наплывов клея внутрь. Помните, что эту часть нужно извлечь из рукоятки до просыхания клея.

Шаг 41

Ограничители для этого ножа я изготовил из стали 1018 и украсил их гравировкой с V-образными элементами. Подготовленные составляющие нужного размера я вырезал ножовкой по металлу и обрезал углы получившихся прямоугольников.

Шаг 42

Я разметил положение отверстия и высверлил большую часть металла по разметке.

Шаг 43

Окончательный вид отверстию я придал с помощью тонкой ножовки и р надфилей.

Шаг 44

Так выглядит готовый.

Шаг 45

А так выглядит верхний, установленный на место.

Шаг 46

Окончательную форму им я придал надфилем, а потом уже просверлил отверстия для заклепок.

Шаг 47

Шаг 48

Так она выглядит после придания первичной формы.

Шаг 49

Далее я скруглил углы напильником.

Шаг 50

Так выглядит нижняя часть по окончанию закругления углов.

Шаг 51

К изготовлению набалдашника я приступил только, когда смог оценить сбалансированность рукоятки. Я определил, как нужно изменить баланс. На фото видно, что я просверлил одно отверстие для него, а затем выполнил второе, добившись совпадения отверстий гвоздем.

Шаг 52

Главная задача набалдашника – добиться сбалансированности оружия и сделать его, в том месте где лежит рука, тяжелее.

В нем я сделал выемку сверлом и долото. В это углубление вставляется край хвостовой части, а также благодаря нему ему мне удалось добиться лучшего баланса.

Шаг 53

Затем я обработал набалдашник, чтобы его края совпали с краями верхнего ограничителя.

Шаг 54

Вслед за тем придал ему нужный вид ножовкой и надфилем.

Шаг 55

Так выглядит набалдашник после закругления и обработки наждачной бумагой Р150.

Шаг 56

По окончанию придания округлой формы деталям, нужно доработать вид рукоятки с помощью напильника и стамесок.

Шаг 57. Гравировка

Я нанес карандашом основную разметку, и убедившись, что все нормально, навел фломастером. Затем нанес насечки долотом. Вслед за нанесением основных линий, я приступил к вырезанию более мелких частей. Кода узор был полностью нанесен, я удалил появившиеся заусенцы наждачной бумагой Р220.

Шаг 58

Так выглядят детали после гравировки.

Шаг 59

Я еще раз убедился в том, что все части рукоятки хорошо подогнаны. При необходимости их можно немного доработать.

Шаг 60. Резьба по дереву

Инструменты, которые я использовал для резьбы (перечислены сверху вниз):

6-миллиметровая плоская стамеска, 5-миллиметровое полукруглое долото, 5-миллиметровая и 3-миллиметровая плоская стамеска, 1,5- миллиметровая плоская стамеска, стамеска с армированными зубками. 80% высечек было сделано с помощью 1,5- миллиметровой стамески.

Шаг 61

Сначала я нанес орнамент на рукоятку карандашом, затем навел ручкой и сделал надрезы по линиям разметки.

Шаг 62

Теперь я срезаю лишнюю древесину.

Шаг 63

На фото изображена рукоятка после начала резьбы. Видно, что узор начал приобретать объем.

Шаг 64

Вслед за черновой резьбой я ошкурил поверхность с помощью стальной мочалки. Так я смог увидеть, какие участки нужно доработать. Полученив гладкую поверхность я приступил к более тонкой резьбе.

Шаг 65

Здесь вы можете заметить, что для вырезания я применил две техники. Чудовище слева я текстурировал с помощью 3-миллиметровой стамески, использовав скандинавскую технику. Текстуру другим чудовищам я придал с помощью техники выжигания.

Шаг 66. Сборка

При сборке ножа я использовал традиционные технологии, не считая замены обычной смолы эпоксидной. Смолой я герметизировал зазоры между деталями, чтобы туда не попадала влага. Его нужно установить очень быстро, чтобы смола не затвердела до того, как все детали будут на своих местах.

Установка клинка производится в таком порядке:

Сначала надевается нижний ограничитель и фиксируется эпоксидной смолой.

Затем хвостовик смазывается смолой и вставляется в ручку.

В отверстия верхнего упора вставляются головки заклепок.

На верхнюю часть хвостовика одевается и фиксируется смолой верхний ограничитель.

Затем фиксируется набалдашник. Замечу, что использование заклепок на такой выпуклой поверхности – задача не из простых.

Шаг 67

На этих трех изображениях показан процесс установки заклепок.

На первом фото изображен верхний упор с вставленными заклепками. На заклепках имеются шляпки высотой около 3 мм, которые вставляются в предварительно изготовленные шлицы и закрепляются эпоксидной смолой.

На последнем фото заклепки практически не видны, так как они были сделаны так, чтобы шляпки совпали с набалдашником.

Шаг 68

Вот нож и готов. Надеюсь, вам понравилось наблюдать за моей работой.

  • ТЕГИ
  • ковка
  • нож
  • подарки
  • поделки
  • праздники
  • рукоделие
  • самоделки из металла
  • сувениры

doit-yourself.ru

Информация

Фото ручки ножей


Необычные ножи ручной работы (60 фото)

История древнейших ножей уходит далеко в глубину веков. Ещё в первобытную эпоху палеолита наши потомки использовали каменные или кремневые ножи оббивая куски породы и предавая им миндалевидную форму.

Со временим древние ножи стали усиливать деревянными или костяными рукоятками. С появлением технологий плавки и обработки металлов появились первые медные и бронзовые ножи. Железный век вытеснил мягкие металлы и в обиход вошли ножи из крепкой стали.

Сегодня лезвия для ножей чаще всего изготавливаются из углеродистой или легированной стали, подвергаемой специальной термомеханической обработке.

Журнал Форбс в 2005 провёл среди своих читателей опрос с целью определить инструменты и предметы, которые оказали самое сильное влияние на развитие человечества. Первым номером в опросе среди главных предметов созданных человеком стал нож.

Представляем подборка фотографий разнообразных ножей и клинков созданных в ручную различными мастерами. Многие из этих ножей выглядят удивительно и фантастично, как будто появились со страниц фантазийных романов

adcstudio.ru

Делаем нож и ножны своими руками (48 фото)

Думаю, все вы согласитесь, что порой весьма приятно сделать какую-то нужную вам вещь своими руками. Ведь так? Сегодня я хочу показать вам, как один мастер на все руки самостоятельно изготовил отличный карманный нож и даже сделал специальные ножны для своего творения.

Комментарии (16) 

Старые Новые C наибольшим рейтингом C наименьшим рейтингом

Показать сначала комментарии:

Информация

Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии на сайте.

trinixy.ru

Как сделать нож своими руками: 75 фото пошаговой инструкции от выбора металла до дизайна ручки

Ножи в настоящее время популярны не только на кухне, но и среди людей, которые связали свою жизнь с экстремальными видами активного досуга – это: рыбалка, охота, туризм и т.д.

На рынке в современное время имеются различные ножи: вариативных моделей, разных габаритов и дизайнов. Но никакой из них не сможет заменить нож, который изготовлен своими руками.

О том, как сделать нож своими руками, часто пишут в Интернете, а чтобы их сделать следует постараться.

Ножи: виды и основные свойства

На фотографиях ножа в Интернете можно заметить, что каждое изделие представляет собой креативный элемент, созданных из различных механизмов.

Имеется большая классификация ножей в зависимости от их функциональности: боевые, туристические, складные (к примеру, бабочка), ножи, предназначенные для охоты, мультитулы, бивачные ножи, а также обычные кухонные ножи.

Кухонные ножи покупаются уже готовыми, а вот ножи, предназначенные для охоты или для туризма можно запросто изготовить в домашних условиях самостоятельно.

Выделяют ещё такие ножи, как ножи для выживания, основная задача которых – помощь при существовании в условиях дикой природы. Этот  вариант актуален для туристов и охотников.

Лезвие такого ножа, обычно, не более 12 см. Такая длина достаточна для резки древесины, обработки дичи, чистки рыбы или иных схожих с этим действий. Небольшие габариты облегчают транспортировку такого ножа.

При изготовлении такого ножа следует большое внимание уделить материалу, предназначенному для создания лезвия. Предпочтение часто отдаётся стали.

Ход действий при создании ножа

Чтобы получить положительный результат в ходе изготовления ножа, предварительно следует сделать наброски чертежа ножа. В таком случае можно заранее знать, чего именно вы хотите добиться в конце.

Инструкция, как сделать нож в домашних условиях включает в себя ряд правил.

Делаем нож шаг за шагом

Вырезать заготовку для будущего ножа. Опираясь на готовый чертеж, вырезаем форму для ножа.

Потребуется точилка для ножей. С его помощью доводят основу до необходимой формы. И в руках окажется после этого уже понятная заготовка, где можно различить места рукоятки и лезвия.

Черновая заточка ножей. На этой стадии чётко нужно знать, для чего предназначен ваш будущий нож. Если его изготавливают для охоты, рыбалки или туристических походов, то лучше отдать предпочтение клинковому типу заточки.

А, если нож создают для функционирования на кухне или в огороде, то подойдёт бритвенный тип.

Не ожидайте от этой стадии идеальной заточки, ведь это всего лишь черновой вариант, предназначенный для определения будущей формы.

Если лезвие предварительно подготовлено, то можно приступать к работе с рукояткой. Для создания рукоятки используются самые различные материалы – это: дерево, органичное стекло, кости, толстые виды кожи и т.д.

Вырезав заготовку для создания рукоятки, следует проверить, удобно ли она ложится в руку, а также её пропорциональность относительно лезвию. Рукоять для ножа закрепляется с помощью способа клепания.

Форма для ножной ручки придаётся с помощью точильного станка.

Нож шлифуют и полируют на основе наждачной бумаги.

Окончательная заточка лезвия производится после заточки на точилке, также с помощью наждачной бумаги.

В конце готовый нож полируют бархоткой или полиролью.

Как видите, процесс изготовления ножа своими руками не такой уж и сложный, поэтому каждый может попробовать свои силы в этой области.

Также можно задать будущему ножу необходимый и желаемый дизайн. Особое внимание уделяйте при процессе дизайна рукоятке.

Дизайн ножа

Так как именно по рукоятке ножа потом остальные могут судить о вашем креативом мышлении и статусе.

Некоторые пишут на рукоятках ножа свои имена, рисуют определённые узоры и эскизы в форме татуировок.

Самый простой нож можно соорудить в экстренной ситуации в лесу, главное — найти необходимые для его создания материалы.

Стоит найти только режущую часть для ножа, а потом следует её вставить только в рукоятку, которая будет в виде куска дерева, верёвок или кожи.

Фото ножа своими руками

sdelajrukami.ru

Как сделать нож своими руками? Простая инструкция с пошаговым руководством + фото готовых работ

Не всегда качество покупаемого инструмента нас устраивает. Иногда самый оптимальный вариант – изготовить самому то, что нужно.

Нож – предмет, который прочно вошел в нашу жизнь. Существует множество фото-инструкций как его сделать. Однозначно, это – трудоемкий процесс и не каждый может в домашних условиях изготовить хороший клинок. Но изготовленный собственноручно, он порадует своим качеством долгие годы.

Инструменты

Подобрать из имеющегося оборудования то, что нужно для изготовления ножа не так уж просто. Некоторый инструмент придется дополнительно приобрести или взять напрокат. Впрочем, много зависит от технологии.

Для изготовления ножа путем ручной ковки нам понадобится следующее:

  • Большой и малый молот;
  • Печь;
  • Уголь;
  • Кузнечные щипцы;
  • Напильник;
  • Пассатижи;
  • Наждачная бумага;
  • Ключ разводной;
  • Точильно-шлифовальный станок;
  • Наковальня;
  • Болгарка.

Выбор металла

Перед тем как перейти к подробной инструкции о том, как правильно сделать нож, важно тщательно подобрать материал, из которого он будет изготовлен, учитывая все необходимые технические характеристики:

  • Износоустойчивость (сопротивление стираемости и деформации; зависит напрямую ото твёрдости);
  • Способность выдерживать высокие температуры;
  • Прочность (сохранение целостности при приложении определенной внешней нагрузки);
  • Вязкость (способность удерживать форму без деформации и разрушения в процессе применения);
  • Твердость (способность противостоять проникновению в собственную структуру посторонних материалов).

Эскиз

Перед тем как сделать нож в домашних условиях, нужно иметь представление о том, как он будет выглядеть, из чего изготовить для него ручку, ножны, каких он будет размеров.

Предварительный эскиз чертится на бумаге, а потом уже начинается трудоемкий рабочий процесс, который проходит в несколько этапов: изготовление лезвия ножа своими руками, ручки и ножен со шлифовкой, обточкой под необходимые параметры.

Изготовление клинка

От того, какая заготовка будет для ножа, такой будет технология работ. Можно купить в строительном магазине лист металла (пластину) определенной толщины и вырезать по эскизу заготовку. Закалить металл в печи. Потом обработать ее напильником или на шлифовальном станке.

Значительно легче будет, когда заготовка под будущий нож будет сделана из:

  • Старой косы;
  • Ножа газонокосилки;
  • Двухгранного напильника;
  • Сверла подходящего диаметра.

Важно, чтобы заготовка была толще, чем в конечном итоге полученное после обработки лезвие.

Ручка для ножа

То, из чего можно сделать рукоять для ножа ограничено лишь собственной фантазией.

Древние мастера стремились свои клинки делать образцом совершенства, используя весь имеющийся материал под рукой. Оригинальные идеи ручек для ножа с использованием всего, что под рукой изменяются со временем.

В данный момент рукоять для ножа можно сделать из следующих материалов:

  • Пластик;
  • Оргстекло;
  • Дерево;
  • Керамика;
  • Эбонит;
  • Кварцевое стекло;
  • Бронза;
  • Серебро;
  • Слоновая кость;
  • Золото;
  • Текстолит;
  • Рога оленя.

Методы, применяемые в изготовлении ручек для ножей

После изготовления клинка важно его тщательно состыковать с рукоятью, чтобы он впоследствии жестко сидел, не болтался, не выпадал.

Существуют следующие методы, широко применяемые в процессе изготовления ручек для ножей:

  • На заклёпках;
  • Фиксация шпилькой;
  • Горячее наживление клинка на тело рукояти;
  • Использование болтов, штырей и гаек;
  • Расклёпка торца.

Нож из напильника

Рассмотрим пошагово процесс изготовления лезвия и рукояти из простого материала, который можно найти под рукой. Из двухгранного напильника.

Итак:

  • Предварительно накаляем в печи металл;
  • Придаем заготовке нужную форму согласно чертежу. Используем кузнечный молот, потом – точило. В конечном итоге должны сформироваться две хорошо различимые зоны – для рукояти и самого лезвия;
  • Выполняем черновую (грубую) заточку ножа под бритвенный или клинковый тип ножа;
  • Изготовляем рукоять из любого материала. Вырезаем ее по размерам собственной руки.
  • Доводим ее до нужной формы на точильном станке;
  • Состыковываем рукоять с металлической заготовкой (на заклепках);
  • Шлифуем и полируем нож (наждачкой или шлифовальной машинкой с нужными насадками);
  • Производим окончательную заточку лезвия;
  • Используем бархотку или полироль, чтобы придать ножу окончательный завершенный вид.

Изготовление ножен

После того как изготовлен нож, по его размерам делаются ножны или сшивается чехол. Для этого можно использовать различный материал – пластик, кожу, дерево.

В конструкции ножен нужно предусмотреть отток влаги и направляющие для лезвия, а сам чехол изготовить так, чтобы лезвие свободно входило-выходило без заклинивания и всяческих неудобств.

Таким образом, изготовление ножа – это целое искусство, которому в древности посвящали целую жизнь, добиваясь наилучших по качеству лезвий и рубяще-режущих свойств. Такие ножи с успехом применялись как на пиру, так и на поле брани, и каждый экземпляр был образцом совершенства.

Фото самодельных ножей

clubsamodelok.ru

Всечка

Валерий Простянкин

Мастер-класс по отделке рукоятки охотничьего ножа из дамасской стали.

 Холодное оружие, всегда притягивало внимание мужчин. Особенно ножи из дамасской стали. Тульские кузнецы не только возродили старинный секрет по изготовлению дамасского клинка, но и усовершенствовали и разнообразили рисунок на стали. Лезвие заиграло необычными волнообразными линиями, разных причудливых форм. Кузнец, как и резчик по дереву заранее придумывает, какой рисунок он хочет выполнить, что бы его изделие отличалось неповторимостью и несло красоты ценителям холодного оружия.

Мне, тульскому резчику по дереву выпала удача не только украсить рукоять ножа, но и познакомить Вас с моей работой. На страницах этого сайта я покажу, мастер-класс по отделке рукоятки охотничьего ножа из дамасской стали. Ручка ножа сделана из древесины кавказского ореха, который отличается крепостью и специфической текстурой, дающий после обработки красивую расцветку. Размер ручки имеет небольшой допуск для воплощения моего замысла. Но об этом чуть позже. Для начала я придумал эскиз, который тщательно прорисовал на бумаге. Его я и перевёл на верхнюю часть рукоятки ножа.

 Хочу сразу пояснить свою задумку. На верхней части будет не только резьба, здесь будет соединено 3 направления:

1) Резьба

2) Всечка серебром

3) Инкрустация объёмными вставками из самшита.

Всё это я заключил в один рисунок, но в разном техническом исполнении. Это довольно сложно по исполнению, и поэтому придуманная связка нового соединения мною редко используется.

Ну, пожалуй, начнём прокол резьбы тыльной части рукоятки. Полукруглой стамеской небольшого радиуса прокалываем резную раскладку вдоль заднего упора. Раскладка имеет одинаковые элементы рисунка по всему диаметру ручки.

  Проколов одну часть элемента на глубину 2 мм., я меняю радиус стамески и прокалываю одной стамеской все одинаковые часть рисунка. Также я поступаю с другими фрагментами пока все не будут обозначены.

Так как я заранее сделал разметку, то фрагменты рисунка получились одинаковыми, что облегчало прокол контура.

В нижней часть нарисован фрагмент лиственного орнамента, он как бы воплощает начало, основу из которого на верхнюю часть рукоятки выходит резьба и всечка. В моём случае рисунок симметричный, то делаю по два одинаковых прокола, меняя лишь радиусы стамесок.

Это были цветочки. Прокалывая прямой стамеской, плавно перемещаюсь на верхнюю часть резьбы и инкрустации. Делаю прокол канавки под всечку серебряной нитью.

Первым делом всечка. Прокол канавки делается радиусными стамесками на глубину 1 мм. Так как рисунок симметричен, то прокол одной части рисунка повторяет радиус другой части.

Увеличить

По мере закручивания завитка радиус стамески уменьшается.

Ну вот, канавка под всечку серебром проколана, и начинаются первые трудности. Как я уже говорил, что всечка завязана с резьбой, а значит, она переплетается с ней. Где всечка «ныряет» под резьбу, там поверхность всечки будет обнижаться.

Не буду спешить с всечкой, а перейду к инкрустации элементов из самшита. Это позволит дополнить рисунок и визуально расставить все вставки на свои места. Я предварительно выпилил лобзиком листочки из пластин самшита толщиной 3мм. Такой размер я выбрал для того, чтобы в плоскорельефной резьбе инкрустированные листочки самшита в дальнейшем объёмно смотрелись с резьбой.

Перехожу к инкрустации элементов из самшита.

Чтобы контур карандаша при обводе инкрустированной детали был виден на тёмном орехе, я предварительно на поверхность наношу пиленную перламутровую пыль. Придерживая элемент всечки тонким карандашом, обвожу контур. Прямой узкой стамеской прокалываю контур на глубину вставки. Маленькой стамеской выбираю посадочное место под вставку.

Место под листочек выбрано и аккуратно примеряю элемент по месту. Если инкрустированная деталь не входит сразу, то подрезаю край, который мешает. Усилий я не прилагаю, чтобы не сломать вставку, а постепенно подгоняю её по месту. Клюкарзой, сделанной из тонкого надфиля, я вычищаю дно посадочной полости, чтобы деталь как можно глубже опустилась в массив ручки и оказалась на одном уровне с поверхностью.

Такая операция проводиться со всеми вставками из самшита согласно рисунку, который приобрёл окончательный вид.

Увеличить

Вновь возвращаемся к всечки серебром. Но как я говорил раннее поверхность всечки будет неровной и ограничено пространством. Это создаёт определённые трудности. Сложность заключается ещё и в небольших размерах самой поверхности. Постоянная подвижность изделия в работе заставляет сконцентрировать внимание на безопасности. Как говориться в русской пословице: «Глаза страшатся, а руки делают». Вот руки и надо беречь! Ведь этими руками, держа плоскую стамеску плавно обнижаю поверхность всечки. А в некоторых местах вместе с самшитовыми вставками, т.к. инкрустированные листочки являются неотъемлемой частью всечки и одним связующим элементом.

Увеличить

Многие из Вас подумают: «Вот наворочал, ничего не поймешь!!!». В том то и задумка, чтобы столкнуться с трудностями и успешно их преодолеть. Исполнить свою задумку и воплотить её в реальность, которую никто ещё не делал, это я забегаю на перёд. И вновь опять возвращаемся к всечки.

Увеличить

Уже явно просматривается рисунок серебряной нити, которая имеет толщину 0,2 мм. и ширину 0,76 мм. Теперь Вам всё понятнее становиться мой замысел, там, где линии всечки плавно соединяются, канавку поправляем прямой стамеской. Расплющиваю кончик серебряной ленты и вставляю в канавку вплотную к серебряной нити.

Увеличить

Придерживаем нить и постепенно вставляем её в прокол, придавая серебру изгиб канавки.

Увеличить

Я прижимаю нить в канавку, плавно закручивая её в спираль завитка. Закрутив спираль, обрезаю серебро в конце завитка.

Увеличить

Готовый серебряный завиток забиваю молотком в дерево. Древесина сама зажимает и держит серебро.

Увеличить

Чтобы придать законченный вид завитку, надо поставить точку. Серебряную точку. Для этого шилом в конце завитка делаю маленький прокол.

Увеличить

Беру серебряную проволоку диаметром 0,76мм. Вставляю её в прокол и обрезаю бокорезами.

Увеличить

Торчащий кусок проволоки забиваем, но не до конца. Это я делаю для того, чтобы при зачистке точка серебра имела ровные края, а не была деформирована кусачками.

Увеличить

Вставив серебро и придав окончательный вид завитка серебряными точками, я делаю «набивку» (вкрапление мелких серебряных кусочков по линии завитка). Это дополнение к всечки придумал сам и делаю в эксключительных случаях. Намучившись с набивкой, перехожу к формированию контура всечки. С помощью прокола отделяю всечку от резьбы.

Увеличить

Выбирая фон, обнажаю контур всечки и резьбы.

Увеличить

Первый этап подошёл к концу. Ручка ножа практически не изменилась.

Увеличить 

Только прорисовался контур всечки и резьбы.

Увеличить

Часть 2

Перехожу ко второй части и ко второму уровню. Формирую ручку ножа для продолжения отделки. Полукруглой стамеской большого радиуса срезаю лишний допуск по всей форме рукояти.

Увеличить

Делаю это аккуратно, чтобы не зацепить и не срезать уже подготовленный сверху и снизу ручки фрагмент орнамента. Когда грубая обработка сделана, занимаюсь зачисткой поверхности ручки.

Увеличить

Поверхность должна быть идеально ровной, без механических следов обработки. Чтобы сделать аккуратно в ограниченном пространстве приходиться постараться. Зачистив надфилем и наждаком поверхность рукоятки (кроме фрагментов резьбы), смачиваю водой.

Увеличить

Вода при высыхании поднимает ворс. Это хорошо видно на поверхности. После высыхания, поверхность защищаю с помощью наждака. Опять мочу и произвожу зачистку, но уже мелким наждаком. Это я делаю для того, чтобы в дальнейшем при пропитки олифой, ворс больше не поднимался, а окончательная полировка заняла меньше времени. После третьей пропитки наждак не применяю. Вся поверхность становиться ровной и матовой.

Увеличить

На этой поверхности наносим рисунок для всечки серебром. Рисунок перевожу сразу на две стороны. Делаю прокол канавки стамеской большого радиуса и постепенно перехожу к меньшему. Прокол сразу колю с двух сторон. Это позволит выполнить завитки не только одинаковыми, но и симметричными.

Увеличить

Вид снизу показывает, что все завитки для всечки находятся на одном уровне. Это очень важно. Теперь можно всекать серебряную проволоку в подготовленную канавку.

Увеличить

Заводим нить серебра в канавку и закручиваем её в спираль завитка. Обрезаю нить в конце завитка и забиваю молотком.

Увеличить

Сопряжения завитков поправляю прямой стамеской. Расплющенный кончик нового завитка вставляю вплотную к уже вставленному завитку и завожу новый.

Увеличить

Проделав не сложную операцию с двух сторон, я, наконец, закончил с всечкой. Поверхность вновь зачищаю вместе с серебром.

Увеличить

В дальнейшем эта поверхность должна остаться идеальной. Ручка готова к инкрустированию фрагмента из самшита. Его я выпиливаю лобзиком.

Увеличить

Выпилив два одинаковых элемента, я перехожу к инкрустации.

Увеличить

Поместив элемент на ручку, как было прорисовано на рисунке, обвожу его контур.

Увеличить

Эту операцию я проделываю только на одной стороне ручки. Затем маленькой стамеской выбираю посадочное место для вставки из самшита.

Увеличить 

Выборку провожу от середины к краям. Это для того, чтобы не замять стамеской края границы углубления. Подогнав вставку, я сажаю её на клей, но так, чтобы она возвышалась над поверхностью. Визуально сопоставив вторую вставку с другой стороны и убедившись в их симметрии, обвожу контур. Вторую вставку тоже инкрустирую.

 Увеличить

Дав время клею засохнуть, инкрустированные детали подвергаю обработки.

Увеличить

Придаю элементам форму поверхности ручки. Оба элемента возвышаются над поверхностью приблизительно на 2мм. Эту высоту я оставил для следующей разделки, чтобы они были объёмными. В этой части мастер-класса видно, как рукоять преображается. Сверху и снизу на неё наплывают растительные орнаменты, переплетённые всечкой из серебра и инкрустированными объёмными вставками из самшита. Заднюю часть ручки опоясывает раскладка из одинаковых растительных элементов. Осталось всему этому великолепию придать форму. Этим я и займусь в третьей части своего мастер-класса.

Часть 3

В третьей части я начну рассказывать и показывать разделку растительного орнамента и элементов, инкрустированных самшитом. С начала по уже отработанной технологии, уголком прорезаю углубление в центре растительного орнамента по задней части рукоятки.

 Увеличить

Прорезав и обозначив середину всех одинаковых фрагментов, я беру стамеску, соответствующую радиусу, и обратной стороной подрезаю все одинаковые элементы орнамента.

Увеличить

Эта подготовка необходима. Она является определённым и немаловажным звеном для следующего этапа разделки растительного элемента. Следуя дальше, я пользуюсь стамеской, радиус которой соответствует небольшим размерам разных элементов раскладки.

Увеличить

Каждый листик раскладки прорезаю стамеской. Начиная с кончиков листа и плавно перехожу к центральной части. Начало листика разделывается всем радиусом стамески. Переходя к середине листа, плавно поворачиваю стамеску. Таким движением я регулирую ширину среза и кончиком радиусной стамески прорезаю узкие места. Подготовленная технология присутствует для каждого элемента, в каком бы он месте не находился. В нижней части рукоятки, обнизив элемент, также уголком прорезаю центральную часть листа.

Увеличить

Прямой стамеской продолжаю формировать лист. Срезаю угловатости, предаю листу нужную геометрию.

Многие думают: «Зачем такая подготовка? Она занимает время. Сразу прошёл радиусной, и всё!». А нет, когда фрагмент не подготовлен, радиус стамески срезает лишнее по плоской поверхности, порой скалывая фрагмент, не успев придать ему форму. По подготовленному фрагменту стамеска движется по геометрии листа и срезает только то, что необходимо. Я в этот момент контролирую сам срез.

Увеличить

Эта технология отработана годами. И если её придерживаться, то резьба будет приятная на ощупь и не цепляться острыми выступами. Перехожу к верхней части ручки, где всечка, инкрустированная самшитом, переплетается с резьбой. И здесь вновь прохожу уголком. Прорезаю центральные части фрагментов резьбы и их сопряжения.

Подобрав радиус стамески, также разделываю резные элементы. Но одинаковые элементы разрезаю одним радиусом стамески.

С одной стороны.

И с другой стороны. Так элементы резьбы будут одинаковыми по разделки и по форме. Инкрустированные листочки из самшита подготавливаются и разделываются также, как и резьба, хотя они являются инкрустированными деталями всечки. Они имеют такой же объём, как и резьба.

Закончив с плоскорельефной резьбой, начинаю накладывать фаску на всечку, которая в процессе переплетения с резьбой имеет нечёткие края.

Хорошо заточенной прямой стамеской, накладываю ровную фаску под небольшим углом. В закруглённых местах применяю радиусные стамески. Работа движется, и на душе как-то веселей, потому, что остался последний фрагмент из самшита.

Увеличить

Их, правда, два и поэтому я прокалываю контур согласно рисунку сразу с двух сторон.

Увеличить

Выбрав немного фона, опять предварительная подготовка моим самодельным уголком. Этому уголку уже 28 лет, и он прекрасно справляется с крепким самшитом. Уступив место другим стамескам, сменяя друг друга, я заканчиваю разделку инкрустированного самшита.

 Увеличить

Резьба по всей рукоятки разделана. Осталось замотуарить фон. Мотуары представляют собой металлические гвоздики с мелкой насечкой на торце. Их два, один квадратный, другой, узкий.

 Увеличить

Мотуары наносят не только своеобразный рисунок на фон, но и устраняют все мелкие неровности. Каждый резчик испытывает чувство радости, когда заканчивает свою работу. И с великим наслаждением окунается в процесс пропитки, покрытия разными пахнущими составами. У каждого свой секрет покрытия. У меня секретов нет. Я пользуюсь ещё старинным методом, пропиткой натуральной олифой.

Увеличить

Изделие погружаю в олифу на сутки, если позволяет объём или обильно смазываю. После того, как олифа впитается и чуть подсохнет, мелким наждаком защищаю поверхность, чтобы снять плёнку.

 Увеличить

Сняв плёнку, я открываю поры древесины, и опять обильно смачиваю олифой.

Увеличить

Этот процесс повторяю до тех пор, пока олифа перестанет впитываться. При последней зачистке, уже отработанной мелкой шкуркой, поверхность полируется и приобретает гладкую поверхность, приятную на ощупь. Ну, вот и всё, мой «отчёт о работе» подошёл к концу. В нём я подробно рассказал и показал все свои секреты, об этом меня просили многие. Может другие мастера это делают по-другому, и это их право. У каждого свой подход, своя технология. Я старался и для Вас и для тех людей, которые будут держать это холодное оружие в своих руках, пусть они ощутят нежность и теплоту не только дерева, из которого сделана эта ручка, но и частицу души мастера.

С уважением! Валерий Простянкин.

 Взято с www.carver7.ru


Смотрите также


2012-2020 © Содержание, карта сайта.