эффективные решения для вашего бизнеса  
Дон Изолятор моб: +7 988 540 32 29
тел: (863) 219-12-79
факс: (863) 219-12-79
e-mail: [email protected]
гарантированная защита и надежность
Продукция Контакты Информация
Информация

Игрушки из глины


Глиняная игрушка. Изделия — Путеводитель по русским ремёслам

История глиняной игрушки на территории России начинается задолго до нашей эры.

Чернышинская игрушка. Русский музей Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Древнейшие игрушки  обнаружены археологами среди предметов, относящихся ко II тысячелетию до н.э., среди них, кроме глиняных топориков и посуды, были и погремушки.

Славянские находки

В славянских погребениях VI–VIII веков обнаружены глиняные коньки и погремушки, а в X–XII веках —  разнообразные свистульки (птицы, коньки, бараны), погремушки, обломки глиняных человеческих фигур.

Хлудневская игрушка. XX век Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

География находок: Киев, Новгород, Рязань, Москвы, Дмитров, Коломна, Зарайск — древние русские города.

Кожлянская игрушка. Нач. XX века Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Эти древние игрушки были вылеплены  из  глины, обожжены, некоторые раскрашены и расписаны.

Средневековый период

В ходе археологических работ 1940–1950-х годов в Зарядье и на территории бывшей Гончарной слободы в Москве были обнаружены сотни игрушек XIV–XVII веков — не только обломков и фрагментов, но и целых экземпляров художественного качества, что говорит о  мастерстве московских игрушечников того времени.

Абашевская игрушка. XX в. Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Сюжеты

В глиняной игрушке сравнительно немного сюжетов:  женские фигуры, кони, птицы, всадники, бараны, собаки, олени, медведи,  шары-погремушки.

Каргопольская игрушка Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Ремёсла и промыслы

Изначально глиняные игрушки были сопутствующим товаром гончаров, основной деятельностью которых было производство глиняной посуды. Игрушки же они делали «для привлечения покупателя, да детишкам на потеху».

Дымковская игрушка. Музей «Забавушка» Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

В более поздние периоды, особенно в XX в., в связи с появлением спроса и развитием рынка сбыта в отдельных регионах появились и чисто игрушечные промыслы. 

Филимоновская игрушка. XX век Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Возрождение

Многие виды глиняной игрушки были по разным причинам утрачены в  XX в. Сегодня их восстановили и восстанавливают отдельные мастера-энтузиасты, которые в каждом отдельном случае проделали огромную работу по возвращению традиционных образов фигурок и технологий. 

Хлудневская игрушка в магазине Русские ремёсла Магазин Русские ремёсла, CC BY-SA 3.0

Для этого они потратили много времени в библиотеках, музеях, поездках по региону промысла, беседах со старожилами, потомками игрушечников, выясняя детали и секреты ушедшего мастерства. Солецкая игрушка, например, артефакты которой можно сосчитать на одной руке, восстанавливалась со слов тех, кто её когда-то видел. Им показывали образец, спрашивали, что не так, после подпровляли под словесное описание. 

Прошлое и настоящее глиняной игрушки Воронежской области

Глиняная игрушка-свистулька нижегородского края, её ещё называют городецкая

Недавно возрождённый старинный промысел

Керамические игрушки из села Кожля, Курской области

Игрушки из села Романово Липецкой области называют «романушки»

Подобные игрушки делали в городе Сольцы Новгородской области

Игрушка «Тульские князьки» из слободы Большие гончары, что на окраине Тулы

Старинный промысел Орловской области, считавшийся «женским»

ГДЕ КУПИТЬ?

Традиционные глиняные игрушки лучших мастеров можно приобрести в Магазине «Русские ремесла».

Магазин «Русские ремесла» — интернет-магазин, где вы можете заказать изделия 24/7/365. Мы вам позвоним или напишем, уточним заказ и договоримся о доставке. 

ru.russianarts.online

Лепка и рисунок глиняной игрушки

Глина — один из тех природных материалов, которые использовались человеком с незапамятных времен. Из нее делали посуду, ритуальные предметы, музыкальные инструменты, игрушки. До наших дней сохранилось множество образцов глиняных игрушек, некоторые из них даже можно попробовать изготовить самостоятельно.

История глиняной игрушки

Первые образцы таких предметов относятся к бронзовому веку, то есть за 2 тысячи лет до нашей эры первобытные люди уже делали из глины простейшие изделия. Были найдены небольшие погремушки, топорики, посуда. Эти вещи, скорее всего, имели ритуальное предназначение. Поэтому на вопрос: кто сделал первую глиняную игрушку, можно ответить, что это, скорее всего, были жрецы древних культов. На территории славянских народов существовала древнейшая трипольская культура, представители которой создавали необыкновенно искусную по тем временам керамику.

Практически в любом жилище трипольцев, которое находят археологи, до сих пор обнаруживаются глиняные предметы, которые хорошо сохранились и дают представление о том, какая технология изготовления глиняной игрушки применялась сотни веков назад. Надо сказать, что на протяжении многих веков она практически не изменилась. Для создания прекрасных рукотворных изделий необходимы всего 2 компонента: глина и вода. Каждый из этих компонентов сегодня доступен.

Технология изготовления

Игрушки из глины, картинки которых можно увидеть в интернете, самобытны и интересны. Это и всевозможные лепные животные, игрушечные предметы, имитирующие домашнюю утварь, примитивные музыкальные инструменты. Одним из таких является традиционная глиняная свистулька. Изготавливаются такие вещицы из керамической глины, которую еще называют глиняным тестом. Материал мягок и податлив, поэтому создать из него желаемый предмет несложно даже начинающим.

После изготовления предмету дают просохнуть в течение нескольких суток, а затем подвергают обжигу в печи при высокой температуре. Но стоит учитывать, что если изделие недостаточно высохло, то в печи оно лопнет. Для просушки крупных изделий может потребоваться более длительное время (неделя и больше).

Изготовление глиняной игрушки в домашних условиях несколько отличается от профессионального подхода. Дома невозможно обеспечить обжиг при температуре +400… +1000°С, которые достижимы в специальной муфельной печи.

Но это не значит, что от изготовления надо отказаться вовсе. Печи, где мастера обжигали глиняные игрушки с давних времен, — вовсе не единственный вариант для обжига. Можно использовать привычную бытовую духовку. Она не обеспечит такое же качество, как профессиональная печь, но может дать хорошую просушку изделия. В результате этого изделие станет более прочным по сравнению с тем, которое не подвергалось обжигу совсем. Глиняные игрушки своими руками получаются не такими прочными, как профессиональные, но пригодными для использования.

Создание игрушки дома

Глиняные игрушки, картинки которых есть в интернете, дают общее представление о том, как выглядят такие изделия. При их изготовлении не используют слишком тонких ажурных деталей, поскольку материал достаточно хрупок, и при давлении или ударе детали легко могут сломаться. Мелкие детали высыхают в печи быстрее, чем крупные, и эта разница может привести к образованию трещин, что недопустимо в готовом изделии.

В качестве руководства при самостоятельной лепке берут за основу мастер-класс «Глиняная игрушка», который поможет правильно построить последовательность действий и избежать ошибок. Для ориентира можно использовать любой понравившийся эскиз глиняной игрушки. В первую очередь определяются с размерами будущего изделия и подготавливают материал, из которого будет производиться лепка.

Процесс изготовления в нашем случае будет рассмотрен на примере лепки простейшей свистульки-птички.

Чтобы ее слепить, следуют приведенной инструкции:

  1. Из глиняного теста лепят шар диаметром около 4-5 см.
  2. Затем в шаре делают углубление большим пальцем правой руки, постепенно расширяя ямку до тех пор, пока в шаре не образуется полость. Стенки сферы должны получиться не тоньше 1 см.
  3. Глину с открытого края вытягивают так, чтобы фигура стала напоминать тюльпан. Затем получившееся отверстие сужают так, чтобы получить нечто похожее на полый кувшин с узким горлышком.
  4. Если в результате манипуляций отверстие закрылось, его проделывают с помощью специального шпателя или другого тонкого предмета.В результате должно получиться изделие в виде маленького кувшина, полое внутри.
  5. Чтобы свистулька могла издавать звук, в ней необходимо проделать специальное отверстие, канал, по которому будет выходить воздух. Его делают зубочисткой, протыкая изделие под углом с узкой стороны.
  6. Затем лепят отдельные детали: головку будущей птички, крылья и основание, на котором свистулька сможет стоять.
  7. Полученные детали надо прикрепить к телу птички. Перед тем как склеить глиняную игрушку, все детали промазывают кисточкой, погруженной в шликер. Шликером называют жидкий раствор глины с водой. Его консистенция должна напоминать жидкую сметану.
  8. Изделие почти готово. Можно нанести на него рельефный рисунок шпателем или разрисовать красками. Расписные игрушки из глины выглядят декоративно и привлекательно.
  9. Перед раскраской изделие обжигают в печи. Обжиг производят в течение 5-6 часов, постепенно поднимая температуру до максимально возможной.

Роспись игрушки

Глиняная игрушка своими руками, мастер-класс которой не так уж сложен, после раскрашивания наиболее полно раскрывает свою красоту и самобытность. Роспись глиняных игрушек практиковалась давно. В каждом регионе есть свои особенности раскрашивания. Существует множество видов росписи, бывает и так, что даже соседние деревни отличаются в том, какой вид используют при росписи глиняной игрушки. Чаще всего мастера старались использовать яркие простые цвета, которые подсказывала сама природа: желтый — цвет солнца, зеленый — травы, синий — неба, красный — огня и т.д.

Несмотря на то что роспись игрушек — это мастерство, которое увлеченно изучают и классифицируют искусствоведы, обучиться техникам того, как нарисовать на глине простейший узор, может каждый желающий. Роспись игрушек из глины не так уж сложна, ведь в большинстве случаев это образцы народного искусства. Детали росписи просты и не требуют особых навыков в рисовании. Можно использовать ватные палочки и гуашь или акриловые краски. Палочку окунают в краску и прикладывают к поверхности изделия.

Такая технология помогает создать узор в стиле дот-арт. Во многом он напоминает первобытные узоры, которые использовались для украшения керамики, поэтому глиняная игрушка, рисунок на которую нанесен таким образом, будет выглядеть самобытно и аутентично.

igrushkovo.ru

Глиняные игрушки: фото, виды, история создания, региональные особенности :

Глиняные игрушки являются частью ремесел и жизни народа на протяжении многих веков. В России они пользовались большой популярностью как среди богатых, так и бедных слоев населения. Их изготовление всегда относилось к традиционной области народного искусства, воплощая труд мастеров, красоту, демонстрируя историю и образ жизни.

Древние глиняные поделки

Изделия из глины в виде посуды и игрушек археологи находят постоянно при раскопках древних городов и захоронений. Изготовление их никогда не было основным промыслом для гончаров, а, скорее всего, происходило в перерывах между работой над бытовыми изделиями, ради забавы или для своих детей. Позднее глиняные игрушки уже становились предметом продажи и делались специально в процессе подготовки к ярмаркам.

Самые древние такие поделки находили на острове Крит, в Египте, у индейцев-ацтеков. Это были фигурки быков, повозок с круглыми колесами (которые в реальности эти племена не использовали), керамические куклы с двигающимися шарнирными руками, глиняные божки и идолы.

История русской глиняной игрушки

Первые такие фигурки, найденные на территории России, датируются 2-м тысячелетием до н.э., эпохой бронзы. Это маленькие копии посуды, глиняные топорики, погремушки, свистульки в виде животных. Процесс их изготовления состоял из лепки и обжига, часто древние мастера украшали фигурки росписью или глазурью.

Своего расцвета производство глиняных свистулек и игрушек достигло в 17-18-м вв. Зажиточные семьи могли заказывать более дорогие изделия. Известно, что царь Алексей Михайлович и императрица Екатерина Первая покупали для царской семьи игрушки на ярмарке «Москва на торгу», о чем имеются записи в книге расходов. Это были фигурки коров, оленей, баранов, лебедей, петухов, уток, детей и даже целый город вместе с солдатами.

В 18-19-м вв. глиняные расписные игрушки уже стали доступны и пользовались большим спросом у простого люда. Именно тогда сформировались и дошедшие до нашего времени центры по производству таких изделий в Дымково, Абашево, Каргополе, Филимоново, Скопине и др.

Производство глиняной игрушки в России тесно связано с другими художественными ремеслами: гончарством, резьбой и росписью изделий из дерева, камня и металла, с искусством вышивки и создания кружев. В них используются общие изобразительные принципы и приемы построения декоративной отделки, художественные мотивы.

Мифологическое и фольклорное значение

Народная глиняная игрушка в России имеет и мифологическое, и фольклорно-музыкальное значения. Большинство популярных изделий, в числе которых свистульки и грематушки (погремушки), является звуковыми. Они применялись издавна при совершении обрядовых действий, при проведении народных праздников: вначале языческих, позднее — христианских.

Так, каждая фигурка животного является символом и несет определенный смысл:

  • баран и корова — успешное ведение хозяйства, плодородие;
  • птицы являются олицетворением душ предков, символизируют счастье и радость;
  • конь издревле считается главным оберегом;
  • медведь символизирует могущество и силу;
  • олень — оберег, который приносит изобилие;
  • козел — символ доброй силы.

Древние глиняные игрушки использовались не только для детских забав, но и как ритуальные произведения. Свистульки применяли во время древнего обряда по изгнанию злых сил и болезней во время языческого праздника под названием Свистопляска. В качестве декоративного домашнего украшения глиняные фигурки часто ставили на окна, на видные места на комоде или полках в комнате.

Различие игрушек по областям России

Все региональные особенности игрушек в России являются неповторимыми и уникальными: дымковскую игрушку невозможно перепутать с каргопольской или филимоновской. Каждому мастеру были присущи своя манера лепки, неординарный стиль, оригинальные формы, цвета и украшения изделий.

Также игрушки отличаются по составу глины, из которой их лепят: лучше всего лепятся фигурки из жирной глины. Каждой разновидности таких изделий свойственны свои традиционные формы и цвета, которые часто зависят от типа глины, используемой в данной местности, и ее пластических свойств.

Такие изделия позволяют заглянуть в далекое прошлое наших бабушек и дедушек, в историю русской культуры и собственное детство. Крестьянские деревенские игрушки подкупают своей рукотворностью, участливостью, иллюстрируя отцовскую опеку и ласковую материнскую заботу. Умелые руки и хороший вкус мастера-игрушечника являются достоянием данного промысла, способствуют взаимному развитию и обогащению языка и выразительностью подачи, сохраняют опыт и наработки предыдущих поколений.

Дымковские глиняные игрушки

Народный промысел дымковской росписи посуды и игрушек зародился в 15-м столетии в слободе Дымково недалеко от г. Вятка, откуда и пошло название. Все фигурки и росписи делаются только вручную, а потому неповторимы. Раньше раскрашивание глиняных фигурок производилось смесью сухих анилиновых красок с яйцом, уксусом или скисшим квасом.

Основные формы дымковской игрушки: глиняные изделия, полые внутри, изображающие барышень и кавалеров, лошадей и медведей, петухов и индюков и других животных. Готовую глиняную фигуру вначале покрывали смесью молока и мела, а затем поверху красками. Основные элементы росписи: геометрические фигуры, зигзаги, полосы и круги, волнистые линии, точки, пятна, клетка.

При нанесении узоров использовали яркие контрастные цвета: зеленый, красный, синий, желтый, голубой, малиновый, черный и белый, а также позолота. В каждой фигурке обычно использовалось около 10 цветов без полутонов и оттенков.

Современные мастера дымковской глиняной игрушки для раскрашивания используют гуашь с яйцом, а на фабрике росписи делают темперными красками.

По традиции каждая эпоха может идентифицироваться по определенному орнаменту, каждый из которых что-то символизирует:

  • синие волнистые полосы — вода;
  • перекрещенные полосы — колодец;
  • круг, внутри которого звездочка, — солнце и другие небесные светила и т.д.

Дымковская вятская игрушка уже многие лета считается народной скульптурой, причем каждое произведение является авторским, сделанным мастером ручной лепки и росписи, представленным в единственном экземпляре. Товарным знаком ее является яркая красочность и нарядность, которые дополнены кусочками сусального золота, что всегда производит праздничное впечатление.

Каргопольская игрушка

Название происходит от местонахождения г. Каргополь и прилегающих деревень в Архангельской области. Искусство глиняных поделок в данном регионе было почти утеряно, и только некоторое количество образцов сохранилось, благодаря У. Бабкиной. Она и стала сподвижницей, которая смогла возродить исчезнувший вид ремесла.

Отличие Каргопольской глиняной игрушки состоит в ее архаичном внешнем виде, который хорошо узнаваем по стилю, росписи и типажу.

Сюжеты подразделяются на 2 направления:

  • старинные одиночные животные и люди: Полкан (мужчина с телом коня), Берегиня (держащая голубей в руках), женщина-мать как олицетворение животворящей силы земли и солнца, любимый образ — фигура «Бобки»;
  • сюжетные многофигурные композиции, которые демонстрируют сельский образ жизни или сказки: «Девушка стирает», «Рыбаки», «Тройка лошадей» и т.д.

Каргопольская игрушка представляет из себя выбеленную глиняную фигурку, которая раскрашивается в различные цвета простой росписью, деталей очень мало.

Основные орнаменты: геометрические фигуры, штрихи, полосы, точки, косые кресты. Цвета: черный, зеленый, охристый, коричневый, кирпично-красный и голубой, редко добавляются серебро и золото.

Филимоновская игрушка

Промысел глиняной игрушки появился в середине 16-го в. в Тульской области в Одоевском районе, где местные гончары занимались изготовлением посуды, печных труб и домашней утвари. Для производства использовали местную глину, которая после обжига становилась светло-терракотовой. Пока мужчины трудились над серьезными работами, женщины и дети лепили игрушки, используя пластичную глину «синику», которая затем становилась белой. Последние мастерицы, которые смогли восстановить данное производство, проживали в деревне Филимоново, за что и было дано ему название.

В 20 в. производство это продолжалось, дополнившись не только одиночными фигурками людей и зверей, но и многофигурными композициями, которые успешно покупали домовладельцы для любования и коллекционеры.

Основные категории филимоновской игрушки:

  • люди: барыни, солдаты, всадники, гармонист и т.д.;
  • животные: собака, кошка, лиса, олень, конь, корова;
  • птицы: павлин, петух, курица и утка;
  • композиции (всего более 50): тройка, чаепитие, карусель, Георгий со змеем, на лавочке и др.

К стилистическим особенностями относятся: вытянутые пропорции (длинные шеи) и 3-цветный орнамент с изображением геометрический фигур. Роспись делается анилиновыми красками на лаке. В орнаменте доминируют красные и зеленые полосы, солнце, елочки, решетки, которые наносятся по белому или желтому фону.

Абашевская игрушка

Название происходит от села Абашево, которое в 19-20-м вв. стало одним из ведущих центров гончарного ремесле в России. Большинство жителей его было староверами, что повлияло на религиозные мотивы в изделиях мастеров, изготовлявших «Дудки». Один из популярных мотивов — олень с золотыми рогами в форме лестницы, что в мифологии означает «путь к богу». Отличительной особенностью таких поделок является сатирический характер некоторых изделий, их пластическая выразительность, отход от натурализма. Основные мотивы: домашние животные, дуры-барыни, городовой, офицер и т.д.

Художественный промысел и изготовление глиняной игрушки возникло в Спасском уезде Пензенской области в середине 19-го в. на базе гончарного производства. Изначально вся посуда имела черный цвет, но затем абашевские мастера научились покрывать ее зеленой глазурью. Игрушки же делались в 12 хозяйствах кустарями, каждый из которых не только следовал историческим образцам, но и придумывал свои оригинальные произведения: свистульки в виде птиц и животных, а также фигуры барышень, всадников, кукол и т.д.

Начиная с 1930-х годов изделия раскрашивают масляными красками, сверху накладывали пятна бронзы и серебрянки. Особые скульптурные приемы позволяют придать изображениям животных сказочный вид.

Керамика Скопина

Промысел керамических и глиняных изделий в виде скульптур и игрушек существует в г. Скопине Рязанской области с 19-го в., благодаря близкому залеганию глины в окрестностях. Декоративную и бытовую посуду, так называемые синюшки, здесь начали изготовлять еще во времена Киевской Руси. Формы фигурок из глины отличаются простотой: это персонажи русских сказок, драконы, птица «Скопа».

Для росписи глиняных игрушек применяется цветная (желтая, зеленая) глазурь, а также обварка из нескольких составов, которые позволяют получать цвета от светло-бежевого до коричнево-красного. Используется техника получения серо-дымчатого цвета или «задымление».

Хлудневская игрушка

Гончарный промысел существует в деревне Хлуднево Калужской области с 16-го века. Издавна для изготовления посуды использовались местные глины, из которых женщины лепили свистульки, громатушки, гудушки и различные фигуры.

Основной сюжет хлудневской глиняной игрушки — древо жизни, которое изготовляет в качестве оберега. Различные композиции его с животными, птицами и людьми наполнены определенным смыслом. Старые мастерицы также придумали сочетать в одной фигурке сразу 2 и более сюжетов, добавляя юмора и веселья. Такие «перевертыши», своего рода головоломки, делятся на несколько видов в зависимости от того, надо ли поворачивать игрушку, чтобы увидеть второй ее смысл.

Другая оригинальная находка среди хлудневских фигурок — «мокрый соловей» в виде небольшого горшочка со свистком, соловьиный звук из которого можно получить, только налив воды. Современные мастерицы по-прежнему живут в деревне и вручную делают игрушки в соответствии со всеми традициями и национальным стилем.

Романовская игрушка

История изготовления таких гончарных поделок берет свое начало с села Романово-Городище Липецкой области, куда переехали крестьяне вместе с боярами Романовыми. Для производства посуды белого, черного, красного и желтого цветов применяется разнообразная местная глина. Для вылепливания свистулек мастера использовали только черную глину, самую прочную и мягкую. Свистульки делаются с 2, 4 и более отверстиями для получения различных звуков.

В народе такие игрушки называют «романушками». Основной цвет — желтый, что позволяет добавить глиняной поделке легкости, а нарядный декор в виде налепов, насечек, гравировки и покраски в 2-3 цвета позволяет уравновесить округлость объемов и тяжеловесность материала.

Сюжеты романовской игрушки очень разнообразны: летящий жаворонок, мчащаяся тройка, всадники на конях, медведи, катание на санях, домашние животные и др., всего около 40. Основные действующие лица: дама и офицер. Традиционные цвета: красный, зеленый, желтый, а также черный, синий и малиновый.

Все перечисленные виды русских глиняных игрушек популярны среди народа уже не одно столетие. Простые формы свистулек и поделок отражают опыт многих поколений ремесленников и художников. Сказочный мир глиняных игрушек — яркое проявление народного творчества, которое заслуживает внимания. Даже современные изделия, выполненные по традиционным сюжетам, помогают проследить историю, развитие и региональные стилевые особенности таких произведений искусства.

www.syl.ru

История возникновения русской глиняной игрушки

Русская глиняная игрушка свистулька — особый вид русского национального изобразительного искусства. Этот предмет объединял в себе скульптуру, идола, музыкальный инструмент. Игрушка воплощала в себе лучшие образы представлений людей о труде, жизни, красоте. Они находили выражение в сюжете, форме изделия, символике рисунка. Свистулька была любимой забавой детей, нередко бывала и объектом поклонения.

История развития народных игрушек из глины в России

История игрушек из глины на Руси длинная. Она появилась задолго до начала нашей эры. Самые старые образцы, найденные археологами, датируются II веком до н. э. В славянских захоронениях VI-XIII веков обнаружены коньки и погремушки. Большее разнообразие найденных изделий относится к Х-ХV векам (свистульки в виде птиц, коньки, бараны, погремушки).

Старинная игрушка из глины была не главным видом работ мастеров гончарного дела. Они лепили из остатков глины фигурки и раздавали их детям для игр и привлечения покупателей. Народные игрушечные промыслы появились гораздо позже, наиболее ярко их особенности выявились к началу ХХ века, обрели свои традиционные названия и стали продаваться как основной товар.

Появление и развитие популярности игрушки из глины связано с народными празднованиями. Так, в давние времена существовал праздник «свистопляска». Это современное слово, используемое сегодня в переносном смысле, раньше обозначало праздник с народными гуляньями и ярмарками, на которых устраивались разные мероприятия:

  • продажа игрушки-свистульки из глины;
  • катания со склонов полых глиняных шаров, изготавливаемых специально для свистопляски.

Празднование свистопляски было в течение некоторого времени приурочено к поминовению солдат, убитых во время ошибочной атаки союзнического отряда другого русского войска под Вяткой в 15 веке. Праздник заканчивался гуляньем, в котором использовалось множество глиняных свистков. Со временем содержание праздника изменилось, он превратился в обыкновенное гулянье.

Способ извлечения звука

Звук глиняных свистулек возникает за счет наличия в них полой воздушной камеры, имеющей сферическую форму. Камера не должна сминаться в процессе работы. В ней производят одно основное и одно вспомогательное отверстие, а также боковые, которые позволяют извлекать звуки разных тонов.

Центры промыслов глиняной игрушки

Народные промыслы глиняной игрушки-свистульки в России сформировались к началу 20 века, тогда и появились центры мастеров. Прославились более всех дымковские, филимоновские, абашевские и петровские, каргопольские и жбанниковские, карачунские и петровские, романовские и тульские, старооскольские и солецкие, сапожковские и плешковские, хлудневские и ковровские.

Глиняные игрушки-свистульки разных регионов России отличаются разнообразием:

  • люди;
  • животные — дикие, домашние и фантастические;
  • птицы — домашние и певчие;
  • композиции из нескольких фигур.

Различные виды глиняных игрушек России объединял рисунок. Он чаще всего формировался за счет использования двух элементов: линии и ритмического рисунка. Так как глиняные предметы были воплощением проявлений жизни народа, в них ритм являлся одним из основных составляющих.

Дымковская

Материал для этого промысла — ярко-красная глина, которой богата Вятская земля. Она перемешивается с мелким речным песком. Фигурки обжигают при температуре +850°C и покрывают белилами до нанесения рисунка (первоначально их роль выполнял мел, разведенный молоком). Оригинальный рецепт краски — темпера, разведенная яйцом и квасом. Вместо кисточек в старину использовались палочки и перья. Традиционные элементы рисунка: клетки, полосы, круги, линии точек. Поверх наклеивались ромбы из потали или сусального золота.

Для дымковского промысла характерны следующие сюжеты: няньки с детьми, водолей, баран с позолоченными рогами, скоморох, барыня и др.

Филимоновская

Филимоновская игрушка существует более 700 лет. Родиной ее является Одоевский район, деревня Филимоново. Рисунки на глине, подобные наносимым на изделия, были найдены на предметах, которых относят ко времени верхнего палеолита. Они были найдены под поселком Одоев.

Лепкой филимоновских фигурок занимались в старину женщины и девушки. Девочки начинали учиться ремеслу в 7 лет. Для филимоновских изделий использовали особенную жирную породу глины — синику. Пластичностью глины обусловлены плавные формы игрушки.

После обжига глина меняет цвет на белый. Расписывать получившиеся изделия стали не сразу, только в 19 веке, когда появились анилиновые краски. Основой для краски было яйцо, позже добавился ацетон.

На фигурках чередуются традиционно желтые, красные (малиновые) и изумрудные (зеленые) полосы. Символичен орнаментальный рисунок. Елочка была символом Дерева жизни, рисунки в форме круга и ритмичный орнамент с треугольной композицией были символами солнца и плодородия.

Глиняная игрушка барыня была одним из характерных для филимоновской традиции сюжетов. Она была символом Матери-природы, берегиней, символом жизни. Популярны были фигурки всадников. Всадник символизировал защиту, солнце и свет.

Абашевская

Абашевская игрушка появилась в Спасском уезде ныне Пензенской области. Село Абашево издавна славилось своими мастерами. Сюжетные образы абашевского промысла включают домашних животных, птиц, оленей, всадников и др.

Наиболее прославившийся мастер Ларион Зоткин создавал образы собак, медведей, сказочных львов.

Абашевские животные нередко принимали фантастический образ. У них удлиненные туловища, длинная шея. Олени украшены рогами, форма которых напоминает Дерево жизни. Краски использовались яркие, с элементами золота.

Петровская

Народная глиняная игрушка России петровская получила название от соответствующего названия деревни, которая находится в 60 км от г. Кострома. При подготовке материала используются два вида глины: жирная порода и тощая. Фигурка покрывается свинцовым суриком и после обжига приобретает характерный зеленоватый цвет. Игрушка из глины кот, лягушка, петух со сказочным обликом, люди, предметы быта (например, самовар) — характерные сюжеты.

В советские времена многие секреты гончарного искусства были утеряны, но сегодня мастера восстанавливают народные промыслы игрушки из глины, теоретические основы, практические приемы этого вида народного творчества.

В мастерской петровского мастера Михаила Шумарова размещаются музей и сувенирная лавка. Презентация экспонатов стала возможной благодаря стараниям самого автора. В галерее представлены его работы, а также работы старых петровских мастеров. Бывают в музее и туристы, и искусствоведы, которых интересует народная глиняная игрушка, презентация и мастер-класс — наиболее частые мероприятия, которые проводятся для детей и взрослых.

igrushkovo.ru

Игрушки из полимерной глины: свойства, дизайнерские идеи и правила изготовления

Полимерная глина является популярным материалом для рукодельных работ. Сырье пластичное, эстетичное, экологичное, после застывания изделия приобретают прочность. Материал оптимален для самостоятельного создания декоративных украшений, новогодних аксессуаров, скульптурных и цветочных композиций, брелоков, рамок для фотографий, картин и т.д.

Популярны авторские куклы, которые отличаются естественной фактурой, качеством и художественными достоинствами элементов. Материал может застывать либо требует запекания, выпускается разных оттенков, фактур, цветовых эффектов.

Характеристики материала

Полимерная глина относится к пластичным составам для создания художественных поделок, украшений, авторских кукол, цветочных букетов, скульптур и т.д. Масса отличается пластичностью, схожа техническими показателями с пластилином. Основой сырья является поливинилхлорид, дополненный пластификаторами. Материал может быть прозрачным либо с красящими пигментами.

Производители выпускают сырье стандартной цветовой палитры. В состав добавляют также частицы слюды для придания металлического, золотистого, перламутрового оттенков. Выпускают полимеры, тонированные под породы камней, светящиеся в темное время суток и т.д.

Разработаны жидкие составы, которые реализуются в виде геля, твердеющего при застывании. Материал подходит в качестве маскирующего вещества либо закрепителя элементов.

Гибкость сырью придают пластификаторы, которые при высокой температуре выветриваются. Изделие становится твердым при сушке в камерах, нагретых до +100…+130°С. Застывшие и остуженные элементы можно декорировать и расписывать красками (акриловыми, эмалевыми и т.д.).

Разновидности

Материалы отличаются способами застывания и разделяются на:

  • запекаемые при высоких температурах;
  • застывающие в естественных условиях.

Сырье, которое затвердевает при комнатной температуре, высыхает в зависимости от габаритов за несколько часов либо дней. Состав перед работой необходимо хранить в вакуумной упаковке, вне контакта с воздушной средой.

Марки полимерных веществ самозатвердевающие различаются компонентами, сферами использования, подразделяются на легкие и с тяжелой массой.

Плотное сырье (керапласт и т.д.) консистенцией схоже со стандартной глиняной массой. Увлажненный состав может прилипать к рукам, а при подсыхании растрескиваться. После застывания изделия схожи с произведениями гончаров, т.к. приобретают твердость, отличаются шероховатой фактурой, матовыми поверхностями.

Изделия можно зашлифовывать, окрашивать маслом либо акриловыми красителями, покрывать слоями прозрачного лака. Материал оптимален для лепки скульптурных композиций, декоративных картин и т.д. Необходимо учитывать возможность усадки состава.

Для профессиональных мастеров, изготавливающих игрушки с лицами из полимерной глины, выпускается специальный плотный материал, который после затвердевания можно изменять, снимая лишние слои, корректируя дефекты.

Сырье с легким составом пластично, растягивается и может скатываться в несколько слоев. Материал оптимален для создания скульптурных композиций, декоративных фруктов и т.д. Легкость и матовость массе обеспечивает наличие в сырье целлюлозы. Необходимо учитывать, что изделиям не рекомендована влажная чистка, подходит только уборка сухой кистью.

Отдельным подвидом застывающих в естественных условиях материалов является холодный фарфор. Сырье подходит для изготовления цветочных букетов. Бутоны и листья создаются изящными, натуралистичными. Окрашивание выполняется в размягченном состоянии посредством добавления пигментов в массу. Возможно тонирование акриловыми красителями и после застывания. Разработаны водостойкие составы холодного фарфора, из которых изготавливаются украшения, аксессуары, новогодние игрушки из полимерной глины.

Термопластичный материал затвердевает после нагревания. Помимо специализированных печей, для этих целей подходят духовые шкафы. Однако не рекомендованы микроволновые печи. В основе материала поливинилхлорид, дополненный химическими веществами.

Застывающие при нагревании

Сырье, которое застывает при нагревании, выпускается:

  • жидкого состава (прозрачная либо оттеночная гелевая масса);
  • со стандартной плотной структурой в виде плит разных оттенков;
  • с добавками, придающими металлические оттенки и блеск;
  • прозрачным либо полупрозрачным;
  • изменяющим оттенок после нагревания и т.д.

Разновидности застываемого при нагревании сырья можно смешивать и комбинировать в создании авторских композиций.

Применение

Материал создан для реализации сложных и простых дизайнерских решений прикладного искусства.

Из сырья изготавливаются:

  • скульптурные композиции;
  • авторские куклы;
  • игрушки из полимерной глины и меха;
  • бижутерия (серьги, ожерелья, браслеты, заколки, кольца);
  • цветы и букеты из них;
  • игрушки елочные;
  • интерьерные элементы (лепнина, подсвечники и т.д.);
  • дизайнерская посуда и т.д.

Широкие возможности сырья реализуются за счет возможности передачи тонких элементов, придания эффектов разных фактур, оттенков и т.д. Преимуществом является возможность длительного использования предметов.

Техники лепки

Разработаны техники лепки изделий, которые могут использоваться для застываемого и выпекаемого сырья. На специальных мастер-классах можно обучиться выполнению аппликаций, созданию переходов оттенков, филигранной лепке, технике «калейдоскоп» и т.д.

Метод «филигрань» позволяет наносить на поверхность изделия миниатюрные элементы из полимера, создавать ажурные изображения, графичный орнамент, художественную роспись.

Техника создания аппликаций позволяет выкладывать на плоскости элементы и собирать из них единое изображение, картину и т.д.

Способ плавных переходов оттенков предполагает выкладывание полос глины разных цветов в единый ряд. Затем элементы проглаживаются для создания изящных композиций.

Метод калейдоскопа требует скатывания в рулет пластичного материала разных цветов. Затем полотно нарезается на части, которым придается геометрическая форма.

Идеи для работы

Материал подходит для лепки свистулек в форме фигур людей, животных, птиц и т.д. Оригинальным решением станет создание миниатюрных кукол для постановки домашних спектаклей по мотивам сказок, мультипликационных фильмов и т.д.

Сырье оптимально для лепки посудных изделий либо украшения готовых чашек, ваз изящной лепниной в форме цветов, орнамента, копий живописных картин.

Предметы интерьера, выполненные из запекаемых видов сырья, долговечны и эстетичны. Самостоятельно можно выполнить подсвечники, подстаканники, подставки для канцелярских принадлежностей в детскую комнату и т.д.

Можно использовать сырье для лепки модной бижутерии. Авторские бусы, подвески, брелоки, колье выполняются по готовым эскизам либо авторским чертежам. Популярны дизайнерские украшения для телефонов, сумок.

Полимерное сырье используется для создания цветочных кадок, которые схожи с натуральными и являются оригинальным украшением дома. Работы по изготовлению указателей для горшков с рассадой оптимальны для совместной работы с младшими членами семьи. Помидор, перец, тыква, капуста и другие овощи легко слепить по эскизам. Изделия необходимо высушить, окрасить и залакировать. Можно добавить надписи и символы.

Пластичный материал подходит для создания рамок для картин и фотографий, магнитов, элементов игр (шахматы, шашки и т.д.).

Изготавливаются и сувенирные скульптуры в форме символа года по восточному гороскопу. Помимо декоративной фигуры, возможно изготовление подсвечников, подставок с декоративным изображением знака года.

Авторские куклы имеют широкий спектр применения, их можно изготовить по эскизам, воплощать персонажей сказок из меха, героев из книг и т.д.

Изготовление новогодних украшений

В мастер-классе «Елочные игрушки из полимерной глины» можно использовать материал, не требующий термического воздействия, а также запекаемый в печи. Помимо стандартного набора инструментов, потребуются снежинки силиконовых форм, рождественские надписи и узоры, ветви можжевельника. Процесс изготовления включает подготовку эскизов, лепку, сушку либо запекание, шлифовку, декорирование (окрашивание, лакировку).

Инструменты и материалы

Для изготовления потребуются:

  • нож специальный либо канцелярский;
  • скалки либо металлические трубки;
  • паста-машина;
  • стеки для скульптурной лепки;
  • формы из металла разных габаритов и конфигураций;
  • текстурные листы (резиновые либо силиконовые);
  • емкости;
  • твердые поверхности (доска из дерева, стальной лист);
  • кисти.

Помимо пластической глины, понадобятся:

  • акриловые красители;
  • лаки (прозрачные либо оттеночные);
  • клей;
  • пастель;
  • фольга.

Для оформления пригодятся блестки, стразы, глиттеры, бусы и т.д. Для праздничной бижутерии потребуются элементы фурнитуры (штифты, основания для украшений, крепления, цепи, пластиковые шнуры и т.д.).

Порядок работ

Необходимо раскатать материал. Неиспользуемое полимерное сырье закрывают герметичной упаковкой. На слое в 0,5 см с помощью силиконовых снежинок, веточек выполняются узоры. Затем посредством форм на поверхности отпечатываются игрушки. Снимать элементы необходимо с помощью мастихина. Изделия выкладываются на ровную поверхность, закрытую фольгой, высушиваются либо запекаются.

Самозастывающее сырье располагают в отдалении от приборов отопления, чтобы изделия не деформировались.

Для изготовления объемных шаров потребуется основа из пенопласта, фольги и т.д. Окружность покрывают слоем полимерных материалов и выполняют гравировочные узоры на поверхности.

Правила обжига

Для обжига используется фаянсовая посуда либо керамическая поверхность. Противень из стали необходимо закрыть несколькими слоями пергаментной бумаги.

Температура обжига и длительность запекания зависят от габаритов изделия, качества состава и т.д. Рекомендуется ознакомиться с информацией на упаковке. Стандартные показатели составляют +110…+130°С.

Для тонких изделий (украшения, лепестки цветов, листья и т.д.) время обжига составляет не больше 5-8 минут. Объемные скульптуры выдерживают под высокой температурой до 30 минут. Изделия помещают в холодную печь, нагревают и вынимают только после остывания. Важно соблюдать нормативы, чтобы не выделялись токсичные вещества.

Шлифовка и декорирование

Убрать неровности можно с помощью шлифовки. В работе используются листы наждачной бумаги. Поверхности необходимо немного увлажнить, затем выполняется шлифовка от краев изделия. Сначала используются крупнозернистые листы, завершается обработка материалами мелкой зернистости.

Затем необходимо убрать пыль и выполнить обезжиривание поверхностей. Небольшое количество моющего состава наносится на губку, которой элементы протираются после шлифовки.

Декорирование и тонирование поверхностей изделий выполняется по эскизам кистью. Сначала наносится светлый тон, затем темные оттенки и графичные линии. Для ровного тонирования используются аэрозольные красители. Затем выполняется художественная роспись в соответствии с тематикой (снеговики, снежинки, сказочные персонажи).

Изделия можно дополнить блестками, стразами, бисером. Элементы наносятся на клеевую основу и покрываются слоями прозрачного акрилового лака, который придает прочность и предохраняет от деформирования

Процесс создания декоративных кукол

Более сложны для изготовления художественные куклы, игрушки из меха и полимерной глины; мастер-класс изготовления моделей требует наличия проволоки из меди для каркаса и фольги для элементов. Для костюмов необходимы ткани разных составов (однотонные, многоцветные, кружевные и т.д.). Для придания фактуры элементам необходим наполнитель (поролон, вата), мотки пряжи, шерсть.

Работы начинаются с создания эскиза куклы с учетом габаритов и образа персонажа. Затем выполняется каркасная основа из проволоки, элементы формируются из фольги.

Сверху наносятся слои полимерного сырья. Толщина должна быть равномерной. Лицу куклы добавляют объем и детали. Отдельно изготавливаются стопы и руки. В завершении работы элементы соединяются.

Создание основного тона частей выполняется до нагревания под высокой температурой. В работе используются акриловые, масляные красители либо пастельные мелки.

Одежда для изделий шьется съемная. Однако для интерьерных кукол допускается создание наряда на каркасе.

В завершение игрушки из полимерной глины (мастер-класс) декорируются. Процесс включает оформление черт лица, красками и кистью наносятся глаза, губы, брови. Поверхности после высыхания покрывают прозрачным лаком. В завершение формируется прическа. В соответствии с образом волосы изготавливают из шерсти, синтетических нитей либо искусственных прядей.

igrushkovo.ru

Техника лепки из глины. Лепка игрушек из глины, дымковских игрушек. Мастер класс по лепке из полимерной глины

Глина — «волшебный» материал, который сопровождает человека с незапамятных времен. Наши предки применяли его для постройки жилищ и возведения дворцов, лечили болезни, выводили токсины и украшали себя глиняными изделиями. Сегодня «игра с глиной» стала настолько популярной, что глинотерапией увлекаются не только дети, но и взрослые. Для увлекательного хобби потребуется глина, несколько специальных инструментов и желание творить. Неповторимые украшения, загадочные фигурки персонажей, предметы интерьера – эти и другие шедевры выходят из-под рук умелых мастеров. 

Инструменты для лепки из глины

Декоративная «игра с глиной» базируется на трех основных компонентах:

  • глине, которая может быть самозатвердевающей и требующей обжига;
  • специальных инструментах;
  • духовке для запекания готовых изделий.

В зависимости от примеси других минералов, глина может иметь разный оттенок. В продаже встречается основа в виде порошка и брикетов, готовых к применению. Конечно, проще всего работать с самозатвердевающей глиной, которую не нужно запекать. Большинство мастеров отдает предпочтение полимерной основе популярных марок: Fimo,Cernit, Sonnet и Аrtifakt. Они имеют свою цветовую палитру, температуру запекания и свои свойства.

Купить готовые инструменты для лепки можно в магазинах для творчества или на специальных сайтах, хотя некоторые из них можно заменить подручными средствами.

Для раскатывания материала понадобится акриловый ролик или паста-машина. Эти инструменты заменяют любым гладким цилиндрическим предметом, например, стаканом или бутылкой.

Мастера обычно работают на гладкой поверхности, например, на стекле или пластиковой подложке.

Глину нарезают специальными лезвиями: жесткими, гибкими и волнистыми. Для этого также подойдет строительный или канцелярский нож.

Приглаживают, выравнивают и соединяют детали специальными стеками, которые иногда заменяют острым концом акварельной кисти или скальпелем.

Вместо каттеров (формочек) используют крышки от кремов и шампуней, а также формы для печенья. Ими вырезают платы разной формы.

Зубочистками придавливают, подправляют рисунки, а также наносят на изделие мелкие отверстия.

Узоры, выполненные с помощью фактурных листов, наносят кружевом, губками для посуды и зубными щетками.Эффект старины и царапины на изделиях делают при помощи наждачной бумаги или пилочки для ногтей. Инструментами можно убрать мелкие огрехи и следы от пальцев.

Повторяющиеся элементы в бижутерии создают с помощью силиконовых и пластиковых молд.

Для работы потребуются влажные и бумажные обычные салфетки. Ими протирают руки и инструменты.

Глиняные изделия нередко покрывают специальным лаком, создавая таким образом декоративное защитное покрытие. Некоторые мастера в работе используют подручные материалы и любые мелкие предметы: гвозди, гайки, камешки, листья и т.п.

Самозатвердевающая глина для лепки

Популярным и самым простым материалом для глиняного творчества считается полимерная глина. Внешне она схожа с пластилином, но проходя через затвердение и обжиг, глиняное изделие получается очень прочными. Различают три вида основ: самозатвердевающая, запекаемая и жидкая. Тому, кто не желает связываться с обжигом, лучше использовать первый вид глины. Самозатвердевающая глина родом из Японии. Ранее ее использовали исключительно для лепки цветов. Сегодня этот практичный материал доступен каждому. Пластика не токсична, поэтому лепить из нее могут даже дети. Масса хорошо удаляется с одежды и рук. К тому же «живой» материал хорошо держит форму. Дизайнеры применяют его при изготовлении бижутерии, лепестков, крылышек насекомых и плоских фигур. Чаще всего в продаже встречается молочный, белый и телесный оттенки, но их можно оттенить водными красками.

Конечно, основное преимущество данного материала есть то, что готовые изделия не запекают, не обжигают и не варят. Для высыхания работы некоторое время выдерживают при комнатной температуре. Период сушки зависит от толщины изделия и марки глины. За сутки высыхает примерно 1 см фигуры. Оставшийся после работы материал обязательно прикрывают влажной тканью и заворачивают в несколько слоев пленки. Соприкасаясь с воздухом, глина засыхает. Таким же образом поступают с незавершенным изделием. Подсохшую пластику «оживляют» несколькими каплями воды или влажным укутыванием ткани. Мелкие трещины на толстых изделиях можно исправить глиняной жидкой кашицей.

Необходимо помнить, что мягкость глины во время лепки зависит от количества влаги, но при высыхании она испаряется и возможна небольшая деформация изделия.

Готовые изделия легко декорируются и окрашиваются. Популярные в России марки самозатвердевающего материала — это Paperclay, Superukun, Paperclay Creative и EFA PLAST.

Белая глина для лепки

Белая глина (каолин) встречается в продаже в виде порошка и брикетов. Порошковый каолин фасуют в пакеты и мешки разного объема. Качество «живого» материала напрямую зависит от поставщика. Встречается порошок с примесями (шамотом), но такой материал лучше не брать. Каолин еще называют фарфоровой глиной, т.к. при обжиге он приобретает светопроницаемость. Основа легко окрашивается в другие цвета. Для этого в состав добавляют сухую краску желаемого оттенка. Материал мягкий и нежный на ощупь. Благодаря безопасности и отсутствию аллергических реакций, каолин идеально подходит для детского творчества. Чтобы превратить каолин в пластилин, порошок соединяют с водой и вымешивают до консистенции теста. Затем добавляют глицерин и снова вымешивают. Масса получается очень пластичная и во время работы не пристает к рукам. Можно приготовить пластилин на основе глиняной пыли. Порошок просеивают сквозь сито (сетку) и полученную пыль соединяют с вазелином (воском) и глицерином. Такой материал служит основой для статуэток, игрушек, статуй и предметов декора. Готовые изделия обжигаются в печи в два этапа и покрывают глазурью.

Белая глина в виде порошка очень экономная, долго хранится и не застывает. Ее единственным минусом есть трудозатраты при замесе.

Проще всего работать с каолином в брикетах, но такой вариант дорогостоящий. Массу продают в запакованном виде, поэтому она долго сохраняет свою пластичность. Если по какой-то причине основа затвердела, глину можно размочить. Такой вариант может содержать некоторые добавки, из-за чего немного теряется его гибкость.

Помните, на светлой пластике видны любые ворсинки и следы от грязных пальцев, поэтому работать с каолином необходимо с вымытыми руками и чистой подложкой.

Глина для домашней лепки

Выбрать какую-то одну универсальную глину для домашней лепки невозможно, ведь каждый мастер отдает предпочтение разным видам материалов. На его выбор влияет качество глины, ее цена и назначение (для начинающих и мастеров).

Чтобы сделать правильный выбор, необходимо детально изучить информацию в интернете, а также проанализировать компании, выпускающие глину.

Обязательно обращают внимание на дату изготовления и герметичность тары. Свежая пластика слишком липкая и податливая, а старая — крошится и требует применение размягчителя. Самой популярной основой для глиняного творчества, особенно для начинающих мастеров, считается полимерная глина. Она вязкая, твердая, упругая, пластичная и прочная. На рынке пластика представлена такими марками, как FIMO, SCULPEY, PREMO, PARDO, отечественным брендом Соннет и польским —  Пластишка. Конечно, для начинающих лучше взять дорогую пластику, чтобы не пропала охота и дальнейшее желание творить. Тяжелую самоотвердевающую глину чаще всего используют для больших сувениров и декоративной посуды. Такие предметы можно шлифовать и окрашивать. Из легкой зефирной массы в основном выполняют искусственные цветы, а вот для бижутерии материал вообще не пригоден. Ее основной компонент (целлюлоза) боится влаги. Работа с термопластикой требует наличия духовки или электропечи. Испарение пластификаторов происходит при температуре 110-130˚С. Продолжительность запекания зависит от толщины изделия.

Самодельная пластика

В целях экономии сырье можно приготовить самостоятельно, но это очень трудоемкий процесс. Домашняя полимерная глина не содержит примесей пластмасс, поэтому более натуральная и безопасная.

Вариант №1

Для пластики потребуется:

  • 200 г кукурузного крахмала,
  • 1 ст.л. вазелинового масла,
  • 200 г клея ПВА,
  • 2 ст. л. вазелина (крема).

В жидко-маслянистый состав постепенно подмешивают крахмал, пока масса не станет пригодной для творчества. Затем ее разделяют на несколько кусочков и с помощью акварели придают им разные оттенки. Плотность глины регулируют добавлением крема.

Вариант №2

  • 100 г клея ПВА,
  • 100 г картофельного крахмала,
  • 1 ч.л. вазелина/крема для рук,
  • 2 ч. л. детского масла.

Следующий состав готовят на водяной бане. Его варят до образования комочков. Затем снимают с огня, вымешивают несколько минут и оставляют для затвердевания. Через 12 часов глина полностью готова для лепки.

Видео глина лепка

Техника лепки из глины

Во время работы с глиной нужно помнить основные правила лепки. Пластика прочнее пластилина, но и деликатнее. Для работы применяют только влажную глину, поэтому по окончанию работы ее остатки заворачивают во влажную ткань. Не стоит в мягкую глину сразу помещать куски проволоки или пуговицы. Желательно оставить для них выемки и после сушки посадить на клей. Поделку можно слепить из одного куска материала, вытянув или скатав его.

Основные приемы лепки:

  • Разминание – произвольное надавливание пальцами или ладошками на материал.
  • При ощипывании отделяют пальцами мелкие куски от основы.
  • Скатывание шариков выполняют полусогнутыми крест-накрест ладонями по поверхности стола.
  • При раскатывании соединенными ладонями формируют жгуты.
  • Вдавливание производят путем нажатия пальцев на основу.
  • Сплющивание материала необходимо для придания ему плоской формы.
  • Разрезание, т.е. деление куска, выполняют стеками.
  • Соединение деталей производят наложением краев деталей друг на друга и небольшим придавливанием.
  • Заострение выполняют при раскатывании жгута с большим нажимом в одном крае.

Перед работой необходимо правильно подготовить рабочую поверхность. Лепку выполняют на ровной чистой поверхности, желательно на деревянной доске. Она хорошо поглощает лишнюю влагу. Можно поверхность стола покрыть клеенкой и работать на ней с глиной.

Изначально материал тщательно разминают и отбивают в ладонях, чтобы вышел воздух. Работают обеими руками, органично формируя правую и левую стороны изделия. В процессе используют стеки, каттеры, молды. Время от времени пальцы увлажняют водой. Под рукой держат салфетки и губку для сглаживания неровностей.

Важно, время от времени со всех сторон осматривать изделие, чтобы избежать неровностей и изъянов.

Конечно, работу невозможно закончить за один день, поэтому изделие накрывают влажной тканью и заворачивают в полиэтилен. Процесс завершают «выглаживанием» изделия влажной губкой или кистью. Таким образом, убирают мелкие трещины и пустоты, возникшие от пузырьков воздуха. Важную роль при создании изделия играет правильная сушка. Она может быть длительной (поэтапной), когда работу оставляют в течение 10 дней при комнатной температуре (последние 2 дня около батареи). Но чаще всего изделие обжигают в печи при определенной температуре. Если нарушить данную технологию, глина высохнет неравномерно и может деформироваться.

В конце изделие покрывают белой эмалью или наносят на него декоративный оттиск и лепнину.

Глина для лепки цветов

Керамическая флористика базируется на «зефирной» основе из целлюлозы и «холодном фарфоре». Оба вида пластики самоотвердевающие, т.е. не требуют дополнительного термического обжига. Их применение позволяет создавать реалистичные модели цветов. Единственным минусом данных пластик является их водобоязнь. Под влиянием влаги изделия теряют форму и окрас. Конечно, проще работать с «зефирной» пластикой. При создании цветов можно обойтись без катеров и молд. Необходимого оттенка добиваются, благодаря смешиванию глины разных оттенков. Пористая масса легче фарфоровой, а при застывании дает лепесткам приятный бархатистый эффект.

Наиболее известные марки «зефирки»:

  • Clay craft by Deco выпускается с 1981 году. Масса легкая, воздушная, имеет семь оттенков.
  • Hearty Soft имеет матовую, эластичную основу и более десятка ярких оттенков.
  • По качеству Modena Soft напоминает Hearty Soft, но имеет лишь один белый цвет. Она хорошо сочетается с другими массами, придавая им желаемую белизну.
  • Stamperia выбирают для лепки мелких деталей. Материал не крошится и хорошо раскатывается.

Второй вид на полимерной основе чуть плотнее первого, но благодаря тонким слоям позволяет создавать более реалистичные детали. Высохнув, лепестки приобретают гибкость и упругость. Фарфоровые цветы быстро застывают, но имеют при этом желтоватый оттенок. Пластику осветляют при помощи белой краской (титановых белил). Для защиты фарфоровые изделия покрывают тонким слоем лака. Во время работы с «холодным материалом» руки периодически увлажняют детским кремом, благодаря чему материал не сохнет и не трескается. Детали склеивают между собой латексным клеем или клеем-ПВА. Неиспользованную глину хранят без доступа воздуха, вдали от источников тепла. Такие основы боится замерзания.

Примерами марок холодного фарфора служат следующие бренды: Modena (Padico), Modern, Daisy clay, Bella Rosa и др.

Лепка цветов из полимерной глины, подробно

Перед вами простая поделка, которую можно сделать за пару минут. Если к ней прикрепить крючок и бусинки, выйдут оригинальные сережки.

Миниатюрные розочки

Для одного цветка потребуется 6 шариков. Диаметр каждого чуть больше 1 см.

В ладони раскатать один из шариков таким образом, чтобы внешний край был чуть тоньше внутреннего.

Лепесток скрутить в трубочку для серединки.

Заготовка в профиль должна иметь следующий вид.

Пять оставшихся шариков раскатать аналогично первому. Отпечатки ладоней добавят лепесткам естественную фактуру.

Один из лепестков аккуратно завернуть вокруг сердцевины.

Затем собрать лепестки в бутон, завернув каждый последующий к краю предыдущего.

Защипнув край,  в нижней части цветка сделать «ножку».

Аккуратно отвернуть внешние лепестки и сформировать на них легкие заломы.

Готовую розочку вставляют в перевернутую упаковку из-под конфет и оставляют на некоторое время для подсушивания.

Лепка дымковской игрушки из глины, поэтапно

Неповторимая глиняная игрушка впервые появилась в слободе Дымково, вблизи Вятки. Для основы использовали местную глину с примесями мелкого речного песка. Сначала это были небольшие свистульки, а затем стали появляться забавные животные и сцены из жизни. Объемные фигуры создавали из нескольких частей, которые затем соединяли между собой. Изделия после обжига покрывали белым меловым фоном и расписывали яркими красками. Современные игрушки украшают интерьеры и несут положительный заряд эмоций.

Дымковская барышня

Основу игрушки будет составлять купол-подол. Для этого шарик глины (диаметр 5-7 см) раскатывают стеком-скалкой в форме блина (толщина 5-8 мм). Затем круг разделяют пополам и из одной части формируют конус или полусферу.

Стык подола соединяют, слегка расширив низ и сузив верх.

Из небольшого куска скатывают овал и прикрепляют его к верхней части подола. Это будет туловище барышни. Голову красавицы скатывают из овала вдвое меньше туловища.

Теперь пришло время украсить барышне подол платья, пустив рюши по низу купола.

Руки можно скатать до украшения наряда, но правильнее будет сделать их после того, как на плечи будет повешено коромысло с ведерками.

Головным убором для нашей барышни будет служить кокошник. Он украшен защипами и капельками. Коса сплетена из двух жгутов, а сережками служат маленькие капельки.

Осталось барышню высушить и разукрасить.

Мастер класс по лепке из полимерной глины, поэтапно с фото

Декоративная заколка для волос может служить булавкой для шарфа или кардигана. Полую форму украшению придают с помощью круглой бутылки.

Для украшения готовят два разноцветных пласта. Черный раскатывают толщиной до 4 мм, розовый до 1 мм.

Детали накладывают друг на друга и делают отпечаток текстурным листом.

Затем аккуратно срезают верхний розовый слой до проявления контрастного рисунка.

Глиняную заколку обрезают по готовому шаблону.

С помощью каттеров делают с двух сторон два отверстия. Их можно вырезать лезвием.

Для придания округлой формы заготовку прикладывают к банке.

Розовую основу раскатывают в пласт. Палочку покрывают гелем и заворачивают глиной, излишки срезают.

Один из краев палочки фиксируют закрученной колбаской.

Изделия запекают около получаса при 110-120°C. Затем проходят по ним наждачной бумагой и покрывают лаком.

Мастер класс лепка кукол из глины, подробно с фото

Для кукол используют специальную самоотвердевающую пластику. Ее легко шлифовать, срезать лишние пласты, а также размачивать и корректировать дефекты. Для начала куклу изображают на бумаге, определяясь с пропорциями, позой и внешним видом. Она может быть детальной с пальчиками и миндалевидными глазками или упрощенной.

Для работы потребуется пластика, кусочек фольги, проволока и стеки.

Процесс создания куклы начинают с каркаса головы. Его формируют из скрученной проволоки, обмотанной фольгой. На подготовленную основу стеками наносят глину. Затем прорисовывают черты лица, придерживаясь при этом заданной овальной формы.

Готовую голову отправляют в печь для термообработки.

Из колбасок формируют локти и колени, разрезают пальцы. На основе проволоки скручивают туловище и прикрепляют к нему вырезанные конечности.

Ноги и руки могут быть цельными или с одними ступнями и ладошками. Заготовку снова отправляют в печь.

Прикрутив голову к туловищу, начинают заниматься нарядом. Лицо красавицы можно детализировать, а также создать пышную прическу.

Работа с глиной — это творчество, которое способно успокоить, повысить умственные способности, а также дать возможность приятно провести свободное время. Кстати, наглядные примеры для детского глиняного творчества смотрите здесь.

luckclub.ru

Лепим фигурки из глины

Комментарии: 0 | Раздел: Рукоделие Фигурки из глиныЧтобы научить детей полезному творчеству, посмотрите сначала сами, как лепить из глины фигурки, цветы, свистульку; прочитайте про этот природный материал. Содержание статьи:
  1. Подбор материала и его подготовка
  2. Техники лепки
  3. Игрушки
  4. Как сделать цветы
Лепка из глины — увлекательное занятие для взрослых и детей. Благодаря ему, вы сможете сделать игрушки, предметы утвари, развить ловкость пальцев и интересно провести свой досуг.ЛепкаГончарное ремесло — одно из самых старых. До сих пор археологи находят обломки глиняной посуды, украшения, принадлежавшие людям еще во время зарождения их цивилизации.И сейчас этот материал один из самых доступных. Его можно найти на берегах прудов, в котлованах или даже на своем дачном участке. Достаточно копнуть поглубже, и вожделенный стройматериал у вас в руках. В природе имеется красноватая и синяя глина. Для поделок чаще всего используют первую. Ее куски заливают водой на 1–2 дня, затем перемешивают, чтобы образовалась масса единой консистенции.Для того, чтобы смастерить фигурки из глины, цветы, посуду, украшения, она должна на ощупь быть похожа на мягкий пластилин. Поэтому куски глины для такого творчества смешивают с небольшим количеством воды. Если вы кладете кирпичную печь или хотите обмазать уже готовую, раствор должен быть более жидким — как густая сметана.

Глина бывает тощей, средней и жирной. Чтобы понять, подходит ли данная для лепки, разомните ее в руках и скатайте колбаску. Если та не трескается и не прилипает к рукам, из нее можно творить.

Если вы не знаете, чем занять детей на даче летом, дайте им размягченную глину, пусть слепят из нее животных, людей, чайный сервиз для кукол. Затем поставят эти предметы на солнце, после полного высыхания они готовы для игры. Но для придания прочности глиняной посуде существуют определенные методы, о которых вы скоро узнаете. А пока расскажем о том, что можно купить глину порошковую, развести по инструкции водой и работать с данной массой.Лопатки для лепкиРисунок на глинеА вот как лепить из глины, используя различные техники:
  1. Разомните кусок пластичной массы в руках. Если хотите получить заготовку дисковой формы, скатайте шарик, приплюсните его. Из такого кружочка вы быстро сделаете простые фигурки из глины, например, птицу. Для этого с одной стороны шара наверху потяните заготовку вперед, чтобы сформировать клюв. С обратной стороны внизу нужно вытянуть часть глины в обратную сторону, сделать хвост, а с боков — крылья. Останется поставить заготовку на две маленькие веточки — лапки птицы, и новая игрушка из глины готова.
  2. Если вы хотите слепить скульптуру из нескольких деталей, сначала создайте их. Чтобы «склеить» эти заготовки между собой, смочите прилегающие части водой и осуществите это. Можно сделать болтушку их глины и «склеивать» отдельные элементы с ее помощью. Этот же раствор поможет избавиться от трещин, которые появляются в процессе высыхания изделия. Достаточно смазывать их этой болтушкой.
  3. Если планируется изготовление из глины оригинальных вещей, вы можете использовать зубочистку, пластиковые столовые приборы. Ими нажимают на уже сформованную, но еще не засохшую заготовку из данного материала, получается интересный рисунок. При помощи зубочистки можно начертать на них узоры.
  4. Интересна технология оттисков. Если вырезать из дерева печать или взять готовую, нажать ею на заготовку из глины, а затем дать высохнуть слепку, у вас появится собственная печать. А если юный скульптор прижмет к раскатанной глине свою ладошку, тогда получит и ее оттиск. Прекрасная идея – оставить на память след от ручки или ножки ребенка, на который можно смотреть по прошествии времени, когда малыш вырастет.
  5. Если обмотать игрушку, фигурку пищевой фольгой, а сверху прикрепить раскатанную скалкой глину, то надо будет подождать сутки. После этого вы осторожно снимите ее с основы, оставите высохнуть. После обработки полученную статуэтку можно покрасить, и у вас появится двойник любимой игрушки.
  6. Можно декорировать еще не подсушенное изделие бусинами, ракушками, камушками, перьями, чешуей шишек и т.д.
Как вы видите, существует много интересных технологий при работе с данным пластичным материалом, выбирайте любую и начинайте творить. Это занятие поможет избавиться от осенней хандры и подарит много радостных мгновений и положительных эмоций!Игрушка из глиныЕсли вы хотите, чтобы у вас дома поселился вот такой очаровательный осьминог, запаситесь:
  • глиной;
  • водой;
  • губкой;
  • зубочисткой;
  • гуашью;
  • ножом;
  • наждачной бумагой;
  • белой гуашью;
  • краской;
  • лаком.
Инструкция по изготовлению:
  1. Если вы купили глину в порошке, разведите ее водой по инструкции. Продается и масса для лепки в вакуумной упаковке. Если вы добыли глину сами, выкопав ее, залейте водой. Когда ненужные примеси, корни растений, камушки осядут на дно, процедите раствор через дуршлаг или сито и оставьте массу на день на солнце, чтобы немного подсохла.
  2. Добавьте в глину немного воды, замесите «тесто», оно не должно липнуть к рукам.
  3. В миску налейте воду, чтобы смачивать руки при работе и заделывать образующиеся трещины.
  4. Оторвите кусок глины, помесите его в руках, на смоченной водой рабочей поверхности скатайте в шар.
  5. Для такой игрушки из глины щупальца можно сделать двумя способами. Для первого вам нужно скатать 12–16 колбасок, заостренные с одного конца. Другой стороной прикрепите их к туловищу, используя воду. При втором методе нужно вытянуть нижнюю часть шара, разрезать ее пластмассовым ножом на щупальца, придать им овальную форму.
  6. Смочите губку в воде, смочите поверхность игрушки из глины, разглаживая неровности, трещины.
  7. Дайте заготовке высохнуть в течение суток, затем пройдитесь по поверхности мелкой наждачной бумагой.
  8. Мало у кого есть специальная печь для обжига, поэтому придайте игрушке прочность в домашних условиях. Завернув в полиэтиленовый пакет с отверстиями, положите на горячую батарею.
  9. Покройте игрушку первым слоем белой гуаши, дайте ей высохнуть, нанесите второй. После того как и он подсохнет, покройте желтой или другой краской.
  10. Черты лица и другие мелкие детали можно вылепить одновременно с тем, как вы будете делать саму игрушку или создать их отдельно и прикрепить клеем для керамики на данном, заключительном этапе.

Чтобы придать крепость изделию, можно завернуть глиняную заготовку в фольгу и положить в костер. Но огонь не должен быть большим, чтобы поделка не треснула.

Посмотрите, как делаются филимоновские игрушки из глины.Филимоновские петушки из глиныДля создания вот таких забавных петушков понадобятся:
  • глина;
  • пластмассовый нож;
  • доска для лепки;
  • вода;
  • гуашь;
  • ПВА;
  • акриловые краски;
  • мягкая тряпочка, чтобы вытирать руки.
Возьмите кусочек глины, скатайте «колбаску», разделите ее. Маленьким детям это помогут сделать воспитатели в детском саду или родители. Делим на 3 части: центральная — самая большая, слева кусочек для головы, справа — для хвоста. Заготовки из глины для игрушкиПусть ребенок скатает самую большую часть, придав ей форму морковки, изогнет ее так, как на фото — под углом в 90°. Левую, тонкую, часть наклоняем — это заготовка головы.Пошаговое изготовление игрушки из глиныЕсли образовались трещины, нужно загладить их мокрыми пальцами. Противоположный край заготовки сожмите несколько раз, чтобы придать ему форму диска – это хвост. А для гребешка пусть ребенок скатает шар, чуть приплющит его, отрежет половину и прикрепит к голове игрушки из глины.Основа петушка из глины

Чтобы пластичная масса не прилипала к доске, положите сюда лист бумаги. Соединяйте детали жидкой глиной, которая называется шликером.

Чтобы быстро приготовить такой «клей», слепите миску из глины, налейте в нее воды. Кисточкой вы будете соединять эти 2 субстанции, и получится шликер для слепливания деталей.Шликер для скрепления деталей в миске из глиныДалее, для фигурки из глины нужно сделать бородку. Для этого скатывается небольшой шарик в виде капельки, который необходимо чуть расплющить пальцами, затем приклеить под клювом на шликер.Основа петушка с хвостомЧтобы сделать подставку для петушка, из кусочка глины скатайте конус, затем вставьте внутрь деревянную палочку (можно использовать стрежень от кисточки), и прокатывайте ее по рабочей поверхности. Должна получиться конусообразная заготовка, полая внутри, со стенками одинаковой толщины.Изготовление подставки для петушкаВозьмите данный способ на вооружение, он поможет слепить длинные юбки для кукол, колокольчики. Поставьте этот конус на доску, чуть приплющите сверху, при помощи шликера прикрепите на него игрушку из глины.Петушок на подставкеУберите ее просохнуть в течение 4–5 дней. После этого хорошо бы обжечь игрушку в духовке на максимальной температуре. Можно сделать это и в дачной печи.Игрушки-петушки после обжигаКогда заготовка остынет, распишите ее составом, приготовленным путем смешения гуаши с ПВА. Можно использовать и акриловые краски.Декорирование игрушек-петушковЕсли вы хотите, чтобы фигурки из глины еще и издавали звуки, тогда слепите вот такую птичку-свистульку. Для ее сотворения возьмите:
  • глину;
  • стеки, палочки;
  • воду;
  • губку;
  • акриловые краски.
Готовый петушок-свистулька из глиныПодробный мастер класс с фото упросит процесс лепки.Пошаговая лепка свистка-петушка из глины
  1. Возьмите кусочек глины, скатайте из него шар. Поставьте большой палец внутрь, расплющите заготовку, чтобы получилась тарелка с широкими краями.
  2. Не убирая ее с пальца, обверните вокруг него. Затем снимите с него и соедините края, чтобы осталось внутреннее отверстие.
  3. Смочите пальцы в воде, загладьте ими наружную поверхность игрушки.
  4. В хвосте прорежьте ножом отверстие. Вставьте в него палочку, обложите ее заплаткой из глины.
  5. На этом этапе нужно проверить игрушку, посвистев в проделанное отверстие. Высоту нот можно регулировать, делая его большего или меньшего размера. Чтобы иметь возможность выдувать различные ноты, извлекая музыку, проделайте с боков по небольшой сквозной дырочке.
  6. Переходим к более мелким деталям. Вылепите глаза, клюв, гребень, лапки. Стеком нанесите рисунок на крыльях.
  7. Смочите губку в воде, отожмите, пройдитесь ею по поверхности игрушки, чтобы сгладить шероховатости и неровности.
  8. Пусть свистулька подсохнет в течение 4 часов, после этого ее ставят для обжига в печь, где она будет находиться 8 часов при 800°.
Последовательность лепки свистка-петушка из глиныСвистулька готова.Готовая свистулькаДля знаменитой дымковской игрушки из глины традиционно использовали яркие краски, которые наносили на белый фон. Их делали на яйцах и молоке. Сейчас мастерицы заменяют такие «домашние» краски акриловыми.Дымковская игрушка из глиныА вот костромских петушков украшают глазурью. Сначала вылепленную фигурку из глины обжигают первый раз при 200° в течение часа. После этого наносят глазурь и снова отправляют в печь, но уже на несколько часов.Лепка помогает развиваться не только здоровым ребятишкам, но и, имеющими проблемы со здоровьем. Представленный ниже мастер-класс способствует реабилитации детей с болезнями опорно-двигательной системы.Цветы из глиныЧтобы слепить цветок из глины, сначала сделаем несколько лепестков для него. Пусть ребенок скатает из этого природного материала колбаску, нарежет ее пластмассовым ножом на равные куски. После чего их нужно скатать в шарик и расплющить пальцами.Лепка цветов из глиныЧтобы ребенку было проще, сначала изобразите цветок на листе бумаги, пусть он выкладывает лепестки на рисунок. Сердцевина цветка тоже делается из «лепешки», ее нужно смазать шликером (жидкой глиной) и прилепить в центр цветка. Его можно декорировать, нанеся сеточку, точки.Цветы, вырезанные из раскатанной глиныДалее, нужно слепить лепестки, затем высушить и раскрасить заготовки. Осталось расположить их на панно и прикрепить. Для этого пусть ребятишки оклеят лист картона тканью. Они же или взрослые сделают в верхней части панно 2 надреза, пропустят через них тонкую атласную лену, завяжут ее концы, чтобы затем повесить картину.А пока, разложите его элементы, пусть взрослые прикрепят их клеевым пистолетом. Дети же соберут картину при помощи клея ПВА.Изучив эту простую технику, вы покажете детям, как делать цветы из глины, различные фигурки. Более сложные образцы можете изготовить сами и получить от творчества удовольствие.Аппликация из глиняных цветовПредлагаем ознакомиться со следующими видео, чтобы расширить свои познания в данной области.

[media=https://youtu.be/URuCLPtlSlg]

Другие интересные статьи:

Комментарии (0):

tutknow.ru


Смотрите также


2012-2020 © Содержание, карта сайта.