эффективные решения для вашего бизнеса  
Дон Изолятор моб: +7 988 540 32 29
тел: (863) 219-12-79
факс: (863) 219-12-79
e-mail: [email protected]
гарантированная защита и надежность
Продукция Контакты Информация

www.russian-mayolica.ru

Старинные печи с изразцами: фото особенных творений всех времён

Изразцы на каминах и печахпечах могут рассказать нам о жизни и быте людей разных периодов. Ведь керамическая отделка пришла к нам из далёких времён и сохранилась на многих очагах благодаря своим уникальным свойствам. А изразцовые печи и камины в старинных постройках служили неотъемлемым элементом отопительной системы. Некоторые из них использовались по своему прямому назначению, некоторые же выступали декоративным элементом для маскировки отопительных труб, распределяющих тепло от центральной топки.

Но зачастую все они служили украшением интерьера, а в замках, дворцах и имениях знатных и зажиточных персон выступали признаком благосостояния. По этой причине для их отделки привлекались самые лучшие мастера, использовались самые дорогие материалы и новейшие тенденции росписи. Но есть некоторые Изразцовые печи, заслуживающие особого внимания, они могут рассказать нам немного больше, чем другие.

История в печных изразцах: фото росписи с исторической ценностью

Первая изразцовая печь, о которой хочется рассказать, находится в латвийском замке Яунмоку. Замок в неоготическом стиле был возведён в 1901 году в качестве охотничьей резиденции для мэра Риги Джорджа Армистеда. Строение представляет собой памятник архитектуры и на сегодняшний день является Музеем леса, поэтому все желающие могут познакомиться с изразцами печи не только на фото, но и увидеть воочию.

Изразцовая печь, изготовленная фабрикой «Целмс и Бэмс», находится на втором этаже замка. Она  служит не только украшением интерьера, но и исторической памяткой. Кафельная отделка, приуроченная к 700-летию Риги, состоит из 130 керамических плиток с изображением около 50 различных видов старого города и его окрестностей. Картины улиц и площадей, архитектурных сооружений и латвийской природы напоминают старинные фотографии и очень хорошо передают не только исторические факты, но и дух того времени.

Фото: печь с изразцами, выполненная в честь 700-летия Риги

Фото: печные изразцы с изображением старой Риги, 1901 г.

Фото: изразцы на печи замка Яунмоку, Латвия

Ещё одна печь с историческим подтекстом росписи изразцов расположилась в чешском замке Орлик. Строительство замка и возникновение его необычного названия связано с легендой. История рассказывает о жестоком атамане, который возглавлял шайку разбойников, орудовавшую в лесах на юге Чехии. Однажды, вернувшись со своего промысла, атаман не обнаружил своего любимого сына. Долгие поиски не дали результатов, и убитый горем отец заснул неподалёку от скалы на берегу реки Влтавы. Утром атамана разбудил детский плач, который и привёл его к орлиному гнезду на вершине скалы. Вернув своего сына, атаман решил раз и навсегда распрощаться со своей разбойничьей жизнью и возвёл вместе со своей шайкой оборонную крепость. И именно эта крепость в XIV веке была реконструирована в прекрасный готический замок из камня.

В середине XIX века появилась изразцовая печь, запечатлевшая легенду в своей облицовке. Как и интерьер замка Орлик, печь выполнена в неоготическом стиле. Керамические изразцы напоминают сказочную книжку с яркими цветными картинками. А зелёные изразцы с рельефным орнаментом обрамляют её страницы словно красочный форзац. Текстовые фрагменты росписи поражают тонкостью работы мастеров-керамистов того времени.

Фото: изразцовая печь у замка Орлик, Чехия

Народная мудрость в картинках на изразцовых печах

В период XVII-XIX веков становятся популярными изразцы для печей и каминов с сюжетной росписью. Такие изображения передают нам особенности взаимоотношений и жизни людей того времени. Порой изразцы выступают настоящим учебным пособием, как в случае с печью во дворце Юсуповых, с которой мы познакомились ранее. А некоторые экземпляры даже несут в себе философские суждения и народную мудрость, увековеченную в керамике мастерами.

Изразцы с письменными заметками можно встретить на печах в Архиерейских палатах. Это целый комплекс зданий в Суздальском кремле, который предназначался для церковного верховенства. Сооружения возводились на протяжении XV-XVII веков. В конце XVII-начале XVIII века отдельные здания комплекса были объединены. В этот же период на втором этаже была построена Крестовая палата для торжественных событий и приёма гостей. Помещение представляет собой самый роскошный и великолепный зал.

Две изразцовые голландские печи барочного типа, отапливавшие Крестовую палату, появились в середине XVIII века. Их керамическая отделка схожа. Основные элементы  украшает сюжетная роспись с небольшим текстовым сопровождением. Отличается лишь цвет пигмента росписи: синий и коричневый.

Фото: изразцовые печи Крестовой палаты, Суздаль

Фото: изразцы печные, середина XVIII в.

Схожие изразцы можно увидеть в Костромском Ипатьевском монастыре. Такая печь украшает Палаты бояр Романовых. Её появление датируется XIX веком и связано с перестройкой монастырских келий в царские палаты под руководством архитектора Фёдора Фёдоровича Рихтера. Текстовые фрагменты и сюжеты данной керамической отделки ближе к религиозным догматам, а некоторые и вовсе цитируют Священное писание. Связано это с тем, что выполнялась роспись церковными мастерами.

Фото: печь с изразцами Палат Романовых, Кострома

Фото: изразец печной, середина XIX века

Например, изразец для печи на фото гласит «Милость и истина сретостася», что означает  «Милость и истина встретятся». Речь идёт о милости и справедливости Господа в день Суда. В верхней части плитки изображён мешок, символизирующий поступки и деяния человека на протяжении жизни. И для каждого человека стоит вопрос, перевесит ли чаша весов с мешком чашу, наполненную водой божественного милосердия.

Фото: фрагмент керамической отделки печи, середина XIX века

Картинка на изразцовой печи на фото  озаглавлена надписью «С тобою засыхаю».  Всем известен библейский символизм, олицетворяющий вселенское зло в образе змея. Так и здесь мы видим, как зло губит всё живое на своём пути. Человек, окутанный злом, засыхает подобно деревцу, которое превратилось в безжизненную корягу в объятиях змея.

Удивительно, насколько необычной и многообразной может быть изразцовая отделка печей. Благодаря кропотливому труду мастеров в керамике могут застыть страницы истории, мифы и легенды, мудрость веков, культурные ценности, традиции и даже религиозные догматы. Керамическая облицовка очага может не только радовать глаз, но и быть наполненной содержанием и глубиной.

Рассмотренные творения не объединяет ни время или место их создания, ни происхождение или культура их создателей. Приравнять их можно только по одному выразительному признаку – вложенной частичке души мастеров. Эти печи являются лишним доказательством того, что керамика – это бессмертное искусство, способное говорить, передавать мысли и заставлять задуматься.

ceramicadecor.ru

Информация

Печь с изразцами


Изразцы для печи: виды и их особенности

Отделка печей и каминов изразцами является самым привлекательным видом декорирования поверхностей. Процесс укладки такой плитки представляет собой работу, которая требует от специалиста высокого уровня профессионализма. Изразцовые камины и печи станут настоящим произведением искусства, которые, помимо эстетической привлекательности, благодаря подобной отделке увеличивают эффективность обогрева помещения.

Плитка из керамики, украшенная разноцветной глазурью, использовалась еще в Древнем Египте для украшения стен и потолков. В Европе изразцы появились гораздо позже. Ими облицовывали печи в домах аристократии. В России такими изделиями вначале оформляли фасады и внутреннее убранство храмов. Позже изразцами стали облицовывать обогревательные устройства в жилищах.

Настоящая изразцовая плитка является наиболее дорогостоящим материалом, процесс изготовления которого – достаточно сложная и кропотливая ручная работа.

Сегодня отделка такой продукцией предметов интерьера и различных поверхностей снова стала модным направлением в оформлении дизайна домов и квартир. Форма плитки и технология ее производства совершенствовались столетиями, благодаря чему современная продукция поражает своим многообразием орнаментов и текстур. Широкий ассортимент дает возможность оформить печи или камины в общем стиле жилища, наполнив его красотой и уютом.

Изразцами называется изделие из обожженной глины, которое имеет некоторые отличия по своей конфигурации.

Отличительной чертой подобной плитки является наличие румпы – выступа, имеющего коробчатую форму на обратной стороне. Благодаря этой особенности изделий возрастает их прочность, а также общая теплоемкость обогревательного устройства. Изготовление элементов в виде объемных изделий является существенным отличием продукции от керамической плитки.

Уникальное строение плитки делает ее лучшим материалом для облицовки печей. Сырьем для изготовления изразцов служит глина. В ходе повышения температуры показатель ее расширения имеет одинаковое значение с уровнем расширения кирпичной кладки, благодаря чему материал получает превосходные свойства теплоотдачи.

В процессе укладки элементов за декоративным полотном образуется своего рода «подушка из воздуха», которая заполняется нагретым воздухом, что дает возможность равномерно распределиться теплу по всей поверхности печи.

К главным преимуществам изразцов можно отнести:

  • устойчивость к температурным колебаниям;
  • хороший показатель прочности, который достигается благодаря толщине продукции;
  • аккумулирование тепла – протопленная печь будет отдавать тепло в помещение около суток;
  • небольшой показатель поглощения влаги;

  • удобство в обслуживании;
  • экономия топлива;
  • низкий уровень травмоопасности материала – контакт с поверхностью не вызывает ожогов;
  • большой эксплуатационный срок;
  • историческая значимость.

Привлекательность изразцовой плитки – вне конкуренции. Печь, оформленная такой продукцией, будет прекрасно гармонировать с интерьером в комнате в современном стиле хай-тек или в рустикальной стилистике оформления убранства, которая была популярна еще при царе.

Современные модели печей устроены таким образом, чтобы использовать минимум топлива, а значит, экономить денежные средства на обогреве помещения. Современные универсальные конструкции прекрасно работают на натуральном сырье, а также альтернативных вариантах топлива.

Технология укладки изразцов на поверхность печи предполагает вариант только цельной укладки, за счет этого будут активно работать уникальные свойства материала по сохранению и удерживанию тепла. В противном случае они не смогут выполнять свои функции.

Исходя из формы плитки можно выделить три основных вида этого материала:

  • Фасонные изделия. Основной сферой их применения являются выступающие области на печи, например, карнизы. Такие элементы имеют, скорее, декоративное назначение.
  • Фронтальная продукция – она используется для укладки на ровную поверхность.
  • Угловая плитка, которой облицовывают углы на поверхности.

Однако подобная стандартная классификация не ограничивается лишь основными видами. Вариантов и разновидностей форм такой плитки существует очень много, например, есть цокольные элементы, укладка которых выполняется на поверхность над полом.

Чтобы сделать отделку обогревательного устройства, понадобится минимум два вида материала вне зависимости от проекта печки, поскольку каждый отдельный образец отвечает за крепление к определенной части поверхности – угловые элементы фиксируются к печным краям, фасонные изделия можно использовать для гладких полотен, карнизные образцы являются декором для портала камина, круглые детали используются для округлых частей комнатной печи.

Сложные конструкции печей требуют дополнительной комплектации элементов для облицовки – это могут быть полки, края, венцы, а также вьюшки, которые используются для регулирования чугунных поддувал в печи.

Чтобы расписать печные изразцы, используются следующие технологии:

  • Работы выполняются с использованием обыкновенных масляных красок и называются холодной росписью. Перед этим элементы обрабатывают олифой, им дают высохнуть. Обычно на это нужно сутки или двое. После чего расписывают, снова дают просохнуть и покрывают масляным лаком. Подобный способ декорирования не предполагает обжиг изразцов в печи.
  • Роспись ангобами выполняется при использовании разных видов глины.

Выделяется два варианта подобной обработки:

  • Использование разведенной глины, густота которой напоминает по консистенции пищевую сметану. Сырье во время работы образует различные оттенки – от белого до темно-серого, могут также получаться красные или коричневые варианты цвета. От термической обработки тон росписи несколько изменяется.

  • Элемент погружают в воду, а затем наносят на него тонкий слой ангоба белого цвета. После чего изразец просушивают и расписывают гуашью, которая обладает хорошей устойчивостью к высоким температурам. Для работы используется кисть, груша из резины или рожок с трубочкой на конце. Если нет необходимости окрашивать продукцию глазурью, то в ангобу перед обработкой, чтобы придать изделию дополнительной прочности, включают от 10 до 30% толченого стекла. Измельчают его в специальных перчатках и очках для соблюдения требований по технике безопасности. Для этого потребуется металлическая емкость с прочными и толстыми стенками, а также пестик из металла, упакованный в полиэтилен. Просеивают полученный состав через чулок из капрона или мелкое сито. Элементы с уже имеющейся росписью подвергаются повторному обжигу.

По типу лицевой поверхности изразцы делятся на гладкие и рельефные элементы.

По виду поверхности выделяют глянцевые (глазурованные) изразцы или матовые и терракотовые (не глазурованные). Глазурь десятилетиями сохраняет свой первоначальный внешний вид и не нуждается в специфическом уходе. Также существуют фаянсовые типы изразцов.

По виду рисунка плитка бывает с орнаментом и без него.

Стиль росписи изразцовой плитки бывает:

  • Голландский – выполняется в синей цветовой палитре на белоснежном фоне. В основном, это морская тематика, мельницы и пейзажи.
  • Испанское направление характеризуется этническими мотивами, в которых отражаются образы Востока.

  • Немецкое направление, отличительной особенностью которого является правильность линий рисунка, а также простота и лаконичность. Такая продукция выполняется в стандартном размере и не требует дополнительной обработки перед отделкой поверхности.
  • Русский стиль отличается яркими красками и многообразием узоров. Как пример можно привести роспись хохлому. Данное направление можно разделить на виды по принципу зарождения в каком-то конкретном регионе, что отражается на форме рельефа, вариантах нанесения и видах изображенного рисунка.

Хохломская роспись зародилась в Нижегородской губернии, в деревне Хохлома. В Гжельской волости появились первые фарфоровые заводы, отсюда и одноименное название синих узоров на белом фоне. Подобные варианты декорирования изразцов широко применяются и сегодня.

Изразцовые элементы из города Дельф декорируются кобальтовой росписью. Фламандское направление предполагает роспись синими и белыми цветами, а также орнаменты шоколадных оттенков.

Голландская школа в сочетании с оригинальными французскими тенденциями выгодно отличается утонченностью и изыском. В Англии предпочитали наносить на изразцы государственную символику, которая задает очень характерную аристократическую британскую стилистику.

Изразцовый дизайн имеет массу вариаций не только по стилю, но и по подаче декора:

  • сложные рельефные картинки;
  • сюжетные композиции, освещающие определенные исторические моменты, повествующие о былинах или сказках разных народов;
  • узоры, относящиеся к определенной местности;
  • растительные композиции.

Исходя из размерной сетки, также можно составить определенную классификацию изразцов. Однако в этом случае необходимо учитывать, что у каждого изготовителя габариты элементов могут различаться. Объясняется такая особенность спецификой изготовления продукции.

Большинство образцов имеют следующие размеры: толщина элемента – от 40 до 50 мм при размере квадратного изразца – 200х200, 220х220 (в случае квадратного исполнения) либо 205х130 мм, когда изделие производится в виде прямоугольника. Такие габариты регламентируются соответствующими ГОСТами.

Исходя из типа румпы изразцы можно разделить на:

  • обычные изделия, где румпа имеет наклонный срез;
  • плитку с бортиком, благодаря чему крепеж элемента производить гораздо удобнее; эта особенность обеспечивается наличием крепежных отверстий;
  • существуют румпы со сложной конструкцией борта и несколькими камерами.

Отечественные и зарубежные производители изразцов для печей предлагают покупателям к ознакомлению свои каталоги с продукцией. Они содержат уже цельные композиции либо эскизы, из которых можно сложить желаемую картинку. Однако заказчик имеет возможность сделать заказ комплекта элементов, включающих в себя собственный вариант декорирования поверхности печи или камина.

Изразцовые печи для дачи или усадьбы всегда являлись предметом, подчеркивающим состоятельность владельца.

Русская печь, облицованная расписными изразцами с лежанкой, станет украшением гостиной в загородном доме, поможет задать интерьеру определенный стиль, послужит удобным местом для времяпрепровождения зимой, согревая теплом и радуя глаз своей красотой и самобытностью.

Место в жилище, отведенное для отопительного прибора, будь то печь или камин, может быть совершенно различным, все зависит от предпочтений хозяев. Это касается и конструкции устройства.

Печь в столовой с росписью в стиле гжель прекрасно дополнит интерьер комнаты, обставленный в простой и светлой классической манере с преобладанием белого цвета.

Кухня – место, где печь становится функциональным устройством, которое дарит не только тепло и уют, согревая жилище, но и помогает хозяйке в приготовлении пищи. Яркие и разноцветные изразцы подарят массу положительных эмоций и украсят даже самое обычное и просто оформленное помещение.

Спальня, в которой будет располагаться печь, декорированная однотонными белоснежными изразцами и лепниной, превратит обычную комнату отдыха в царские роскошные палаты и согреет своим теплом. Изразцы в восточном стиле украсят спальню и придадут помещению таинственность Востока и неповторимость интерьера.

Облицованная изразцами печка или камин в квартире или загородном коттедже – прекрасный вариант, объединивший практическую составляющую декорирования поверхностей с эстетическим наслаждением от созерцания декора, выполненного на старинный лад или в стиле последних новомодных тенденций.

Как декорировать печь изразцами, смотрите в следующем видео.

stroy-podskazka.ru

Изразцы для печи: виды и дизайн

Изразцы могут стать превосходным украшением для печи или камина в частном доме: современные варианты дизайна позволяют вписать эти декоративные плитки в любой интерьер. Если вы задумались об интересном декоре, обязательно стоит рассмотреть изразцы – многообразие моделей вас удивит. Кроме того, изготовить подобные украшения можно даже своими руками. В этой статье вы найдете подробные описания разных изразцов и современных решений для интерьера.

Изразцами называются традиционные декоративные плитки, сделанные из глины, которыми украшали печи. Старинное искусство позволяло создавать уникальные цветные плитки с особой технологией, позволяющей равномерно распределять тепло печи и замедлить скорость ее остывания. Чаще всего изразцы имеют роспись и рельефные украшения, однако можно встретить гладкие модели только с росписью или же однотонные модели с рельефом.

Комнатная печь в современном доме, облицованная изразцами, может смотреться стильно и интересно. Подобную печь также называют голландка. Сейчас производители предлагают плитки с самым необычным дизайном: вы можете подобрать модели с традиционным рисунком или же современные стилизованные изделия.

Изразцами можно облицовывать печь целиком или же сочетать их с обыкновенной керамической плиткой и кирпичом. Использование изразцов в декоре имеет следующие преимущества:

  • Подобное украшение придаст вашей печи или камину красивый самобытный вид, позволит разнообразить интерьер. Если вам кажется, что обстановка в доме слишком простая и скучная, декоративные плитки помогут значительно ее разнообразить.
  • Обычно именно печь является смысловым центром комнаты. В дизайнерском проекте интерьера смысловой центр должен сразу выделяться и привлекать к себе внимание. Именно этого эффекта позволят достичь яркие изразцы.
  • Большинство таких плиток покрывают глянцевыми эмалями или лаком. Это очень прочное покрытие, которое прослужит действительно долго.
  • Глянцевая поверхность изразцов облегчит уборку помещения: на такой плитке практически не скапливается пыль, в отличие от кирпича, искусственного камня или матового керамического кафеля.
  • Изразцы изготавливают по особой технологии, благодаря которой они дольше сохраняют тепло печи.

Несмотря на то, что декоративные традиционные плитки раньше делали вручную, сейчас большинство из них изготавливают на машинном производстве, а модели ручной работы можно приобрести только в отдельных мастерских по довольно высоким ценам. Тем не менее, изразцы отличаются от обычных плиток. Они имеют следующие характерные особенности:

  • Размер изразцов меньше, чем стандартный размер кафеля. Традиционно изразцы были меньше примерно на 2/3 и были слегка вытянутыми. Сейчас многие модели делают по размеру 1/4 обычной керамической плитки, чтобы эти изделия можно было легко сочетать при отделке. Тем не менее, бывают и изразцы самых разных форм и размеров, которые складывают в мозаику.
  • Обычно изразцы имеют рельеф. Часто он располагается в такой же рельефной рамке на изразце. Такой декор создает впечатление небольшой картины на каждой плитке.
  • Изразцы – это яркий элемент декора. В современных наборах зачастую сочетают пестрые расписные варианты и более сдержанные изделия, чтобы не перегружать дизайн печи. Но если вы оформляете помещение в традиционном русском стиле, броские элементы по всей поверхности могут быть также уместны.

Все традиционные изразцы имеют румпу – углубление с обратной стороны, напоминающее прямоугольную чашу, сделанное из той же самой керамики. Подобные углубления в каждой плитке позволяют создать воздушную прослойку между непосредственно печью и внешней поверхностью изразца. Благодаря скоплению воздуха, такая печь будет дольше оставаться горячей и отдавать тепло. Кроме того, воздух позволяет обеспечивать максимально равномерный нагрев.

Большинство современных изразцов также имеют подобную румпу и, если вы выбираете облицовку для печи, стоит рассматривать именно такие изделия.

Печные изразцы бывают очень разнообразными: с простым рисунком или сложной живописью, круглые или прямоугольные. Если вы собрались декорировать ими свой очаг, стоит, прежде всего, определиться с желаемым дизайном. Рассмотрите следующие возможные варианты традиционной росписи:

  • Русская традиционная плитка содержит преимущественно цветочные и растительные орнаменты. Сейчас популярностью пользуются изделия, расписанные под хохлому, хотя такая цветовая гамма была характерна в большей степени для деревянной утвари. Хохлома может удачно вписаться в русский стиль в интерьере, а также она может стать интересным акцентом в эклектичном и даже в современном интерьере. Если сочетать такие изразцы для камина с элементами стиля хай-тек, можно создать очень необычный дизайн.
  • Для русской печи характерными были изразцы с декором под гжель – это белые рельефные плитки с несложными синими орнаментами. Подобная облицовка также прекрасно будет смотреться практически в любом типе интерьера. Более того, именно гжель благодаря своему изысканному лаконичному дизайну превосходно вписывается даже в классический стиль и барокко. Сюжеты, изображенные на картинках подобных изделий, очень разнообразны: это могут быть не только цветы, но также и птицы, дома, пейзажи и изображения людей. Гжель часто используют в сочетании с обычным кафелем – для этого могут подойти угловые изразцы.

  • Голландские изразцы также имеют бело-синюю цветовую гамму. При этом подобные плитки отличаются сложной живописью – на них изображают не просто незатейливые орнаменты, а целые сюжеты из бытовой жизни, прописанные тонкой кистью. Такие изразцы делают абсолютно гладкими, чтобы ничто не отвлекало зрителя от росписи. Очень часто на голландских изразцах изображают море и корабли, домашних животных, крестьян за работой или рыцарей. Подобные изразцы как нельзя лучше вписываются в интерьеры в скандинавском стиле.
  • Изразцы с итальянским декором покрывают глазурью очень избирательно – нередко на них намеренно оставляют необработанные участки красной глины. В остальном же цветовая гамма преимущественно теплая – характерны оливковые, желтые, красные и ярко-синие тона. Узоры на итальянских изразцах обычно очень минималистичны: часто в центре просто изображен крупный цветок. Тем не менее, можно встретить и более необычные варианты – например, изображения ветвей с плодами или портретов людей в национальных костюмах.

  • Плитки с английским дизайном подойдут для классического и неоклассического стиля. Это достаточно сдержанные плитки – основным цветом выступает белый, а роспись может включать в себя коричневый, терракотовый и синий цвета. Чаще всего это гладкие модели, но иногда можно найти и изделия с незначительным рельефом. На таких плитках чаще всего изображают сельские пейзажи.
  • Для облицовки чугунной печи можно использовать изразцы с восточным дизайном. Цветовая гамма сдержанная и преимущественно темная: активно используются изумрудный, синий и коричневый цвета. При этом подобные изделия отличаются сложным рельефом и неожиданными сюжетами. Очень часто изображаются сцены войны и охоты, а также можно встретить разнообразные изделия с мифическими существами. Подобные необычные плитки смогут стать необычным элементом декора в любом интерьере.

Сейчас изразцами отделывают печи в частных домах или на даче, а также декоративные электрические камины в квартирах. Очень важно, чтобы изразцы гармонично вписались в дизайн всей комнаты. Проще всего это сделать, если вы обустраиваете новый дом и продумываете дизайнерский проект целиком. Если же вы уже отделали и обставили комнату, а после решили облицовывать камин изразцами, выбрать подходящие варианты будет сложнее.

Нужно учитывать множество факторов: размер и планировку помещения, цветовую гамму отделки, материал мебели и аксессуаров.

Иногда частные дома имеют несколько комнат, а иногда представляют собой открытое пространство без физических границ, разделенное только визуально. Так или иначе, очень важны размеры помещения, в котором располагается ваша печь или камин. Если комната малометражная, рекомендуется преимущественно выбирать светлые изразцы, незначительно различающиеся между собой по тону.

Если помещение просторное, можно подбирать также темные и яркие варианты или играть на контрастах, сочетая несколько насыщенных оттенков.

Какую бы отделку вы ни сделали в своем доме, комнате или квартире, важно помнить, что отделка – это база вашего дизайна интерьера, а печь – наиболее выделяющаяся деталь. В том случае, если вы подобрали простую отделку, например, окрашивание стен или кирпичную кладку, практически любые изразцы будут органично смотреться в качестве облицовки печи за счет наличия росписи. Если у вас яркие интересные обои, изразцы должны контрастировать с ними и выделяться на их фоне.

Говоря о различных материалах, декоративные керамические плитки, покрытые глянцевой глазурью, превосходно сочетаются практически с любыми другими фактурами. В интерьере вместе с ними можно использовать самую разную натуральную, крашеную или лакированную древесину, кирпич и камень, металлические покрытия, стекло, текстиль и пластик. Тем не менее, не стоит сочетать все эти материалы сразу, особенно если у вас небольшое помещение. В качестве основных вариантов лучше выбрать два-три материала.

Кроме того, учитывайте, что, если вы выбираете пестрые заметные изразцы, не стоит их сочетать с витражами или резным деревом. Мебель и отделка должны быть достаточно сдержанными, чтобы не конкурировать с декором печи, а лишь подчеркивать его.

Если у вас достаточно современный интерьер, и вы не уверены, что отделанная изразцами печь в него гармонично вписывается, возможно, стоит поддержать экстравагантный декор и другими аналогичными украшениями в интерьере.

Например, можно разместить несколько изразцов на окне или в зоне кухни. Это позволит привнести во все помещение единый ансамбль. Кроме того, можно разнообразить интерьер и другими аксессуарами, например, разместить на открытых полках керамические вазы или утварь под цвет ваших декоративных плиток на печи.

Несмотря на то, что сейчас изразцы зачастую изготавливают на заводах машинным способом, изначально традиционные декоративные плитки для печи делались вручную. Кроме того, их несложно сделать своими руками – для этого вам потребуется только глина, пластилин, гипс и глазури, которые продаются в художественных магазинах и гипермаркетах для хобби и творчества. Единственная проблема – обжиг, поскольку для этого нужна муфельная печка с высокими температурами. Впрочем, сейчас почти в каждом городе есть мастерские, которые предоставляют услугу обжига изделий.

Технология изготовления изразцов следующая:

  • Сначала желаемый вариант нужно вылепить из скульптурного пластилина. Он достаточно плотный и хорошо будет держать форму. Чтобы придать изразцу нужные размеры, используйте линейку.
  • Необходимо найти любую небольшую пластиковую форму или плотную коробку, залить в нее гипс, а затем поместить в него ваш изразец и дождаться высыхания.
  • После этого пластилин удаляют из гипсовой формы.
  • Вместо пластилина в форму помещают глину, чтобы придать ей необходимую форму. С помощью такой формы вы можете сделать много одинаковых изразцов: просто выложите глину в форму, дождитесь ее высыхания на воздухе, извлеките плитку и снова выложите в форму новую глину.
  • Не забудьте вылепить румпу с тыльной стороны каждого изразца для создания воздушной прослойки и крепления к печи.
  • Готовые изделия нужно обжечь.
  • Обожженные изделия покрывают цветными глазурями. Вы можете использовать любые цвета, которые подойдут для вашего интерьера.
  • После росписи изделия готовы. Осталось сложить их в нужной последовательности и облицевать ими фасад печи.

Если вы задумались о декоре печи с помощью изразцов, важно подобрать наиболее удачное решение для вашего интерьера. Рассмотрите следующие реальные примеры декора, которые смогут вдохновить вас на собственный дизайнерский проект:

  • Традиционная печь с лежанкой в русском стиле может превосходно сочетаться с древесиной в интерьере. Очень часто яркие изразцы используют в интерьере деревянных домов из бруса. За счет простоты отделки пола и стен печь, полностью выложенная броскими изразцами, смотрится особенно нарядно и самобытно.
  • Для декора камина в неоклассическом интерьере можно использовать стильные и сдержанные английские изразцы. Они изысканно подчеркнут ваш очаг и не будут диссонировать с остальными элементами интерьера.
  • Для обстановки в стиле модерн могут превосходно подойти восточные изразцы со сложными узорами. Они наверняка станут изюминкой такого интерьера.

В видео ниже смотрите процесс декорирования печи изразцами.

dekoriko.ru

Изразцовая печь: что это такое, виды, плюсы, минусы, фото

Свернуть

Богатство интерьерного убранства помещения определяется теми отдельными элементами, которые его составляют. В старинных шикарных комнатах, залах дворцов и резиденций власть имущих людей, подобным, притягивающим взгляд атрибутом богатой жизни прошлого и настоящего, является изразцовая печь.

Что такое изразцовая печь?

Общая конструкция представляет собой обычную кирпичную печь, на которую крепятся декоративные плитки (изразцы), благодаря специальной конструкции (румпы). С помощью специального раствора, глины и системы металлических стяжек происходит обкладка ими отопительного агрегата.

Пространство между печью и изразцом (его пустой короб) заполняется обычно щебнем или мягкими минеральными материалами, которые помогают аккумулировать, сохранить и постепенно отдавать тепло в помещение. Благодаря такой конструкции экономится до 0.3 кВт тепловой энергии.

Читайте также: Как изготовить изразец для печи своими руками + техника крепления.

Печь, украшенная изразцами

к содержанию ↑

Какие изразцы применяются?

Изразец – это отдельный элемент инкрустации отопительного устройства — печи или камина.

  • Спереди он представляет собой декоративную плитку, которая может быть выполнена и расписана как ручным способом, так и с помощью механизированных устройств.
  • Задняя часть изразца изготовлена в виде специального короба с четырьмя боковыми стенками. Такой способ позволяет лучше сохранить тепло, выделяемое печкой. Печь, обложенную такими элементами, и называют изразцовой.

Технология изготовления изразцов с веками практически не поменялась, многие процессы стали механизированы, но основной принцип их производства остался тем же.

Сырьем для получения изразцовой плитки служит глина, которую потом обжигают, как обычную керамику. Средняя масса одного готового изразцового элемента составляет от 200 до 400 грамм.

Все многообразие данной продукции можно классифицировать по следующим признакам:

  1. Геометрия изразцов. Существуют плоские, угловые, фасонные и карнизные детали. Плоские элементы применяются для облицовки ровных поверхностей. Угловые изразцовые печи нуждаются в применении деталей, изогнутых под определенным градусом. Фасонные или карнизные изразцы применяют на выступающих поверхностях
  2. Рельеф поверхности. Выпускаются как гладкие, так и выпуклые элементы
  3. Рисунок, наносимый на изразцы. Подобные изделия могут быть глянцевыми, матовыми, с рисунком или без него
  4. Стиль орнамента. Существуют русский, ярославский, голландский, немецкий, испанский и прочие стили изразцов, отличающиеся друг от друга неповторимым и узнаваемым стилем рисунков и орнаментов.
  5. Румпа (те самые бортики на задней части изразца). Выпускаются изделия с простыми, загнутыми и многоячейными румпами.

В качестве объекта для облицовки довольно часто используют русскую печь и другие подобные конструкции.

к содержанию ↑

История появления

Археологические раскопки свидетельствуют о том, что первые изразцы на Руси появились в X – XI веках. Во время монголо-татарского нашествия этот промысел пришел в упадок. Снова печь в изразцах появилась в русских усадьбах только во времена Ивана Грозного, в XVI веке.

В 17-ом столетии этот вид печного искусства продолжает развиваться. Но самый мощный толчок к внедрению в русскую культуру и архитектуру изразцовых печей пришелся на начало XVIII века. Именно в это время Петр Первый привез из Нидерландов не только картошку и табак, но и моду на голландские печки и изразцы бело-синих расцветок.

Пик популярности подобных конструкций – это середина и конец 18-го столетия. Любой турист, наслаждающийся видами и убранством дворцов Санкт-Петербурга, Петергофа и Царского Села сможет увидеть настоящие печные произведения искусства, обложенные изразцами. Сейчас мода на изразцовые печки активно возрождается.

к содержанию ↑

Подборка фото

Все великолепие подобных отопительных устройств отображено ниже, на фото изразцовых печей:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

к содержанию ↑

Преимущества и недостатки

Облицованная изразцами печь обладает рядом неоспоримых преимуществ, таких как:

  • Эстетическое удовольствие от внешнего вида. Подобные печки – это настоящие произведения искусства
  • Изразцовое покрытие обладает свойством аккумулировать тепло печки и медленно отдавать его в окружающее пространство. Обжечься о такую поверхность практически невозможно, а количество растопок печи заметно снижается
  • Поверхность печки просто убирать от пыли и грязи, достаточно легкой протирки
  • Изразцы, в отличие от кирпича, не подвержены впитыванию влаги из окружающего воздуха.

Минусов у подобных печей немного, но, все-таки, они присутствуют:

  • Большая трудоемкость и долгий срок инкрустации поверхностей изразцами. Весь процесс укладки и сушки занимает около четырех месяцев. С подобными работами справиться своими силами практически невозможно
  • Высокая стоимость расходного материала. Особенно, это касается изразцов ручной работы.
к содержанию ↑

Какую изразцовую печь выбрать для дома?

В продаже присутствуют не только изразцы для самостоятельной облицовки печей и каминов, но и уже готовые к установке облицованные печные агрегаты. Они являются альтернативой для тех, у кого нет времени и средств на изготовление полноценной и большой изразцовой печи.

Выбор готовой печи или камина, инкрустированных изразцами, следует проводить, учитывая такие факторы, как ее стоимость, мощность, габаритные размеры.

Самым главным критерием выбора будет все же цветовое решение и стиль отделки отопительного агрегата. Необходимо чтобы он органично сочетался со стилем помещения и дополнял его, а не контрастировал с ним.

Разнообразие цветов

к содержанию ↑

Примеры цен

  • Комплект для облицовки хлебопекарной печи в стиле «Прованс». Производство российской фирмы «Керамика Декор». В комплект входит 362 изразца, стоимость – 395000 рублей
  • Изразцовая печь «Пастораль». Производство российской фирмы «Керамика Декор». Цена этого комплекта обойдется в 520000 рублей
  • Облицовка «Черный всадник» от фирмы «Русская Майолика». Может поставляться в комплекте с печью-буржуйкой «Бавария». Изразцы выполнены в классическом немецком стиле. Стоимость облицовки без печи составит 200000 рублей
  • Печь «Бавария» с изразцовыми элементами серии «Зеленая Арка». Выпускается российской фирмой «Экокамин». Готовый небольшой и стильный отопительная установка для средних помещений стоимостью 63000 рублей
  • Печь «София Барокко», расцветка «Песочная». Выпускается российской фирмой  «Экокамин». Более престижная установка максимальной мощностью 12 кВт, работающая на дровах. Ее стоимость – 84000 рублей
  • Печь «Эльзас Незабудка Мини». Мощная дровяная отопительная установка (способна обогревать помещения площадью до 120 квадратных метров) выпускается российской фирмой  «Экокамин», она инкрустирована элементами производства Венгрии. Цена этого комплекта составляет 153000 рублей.
к содержанию ↑

Где установить?

Следует помнить, что устанавливать большие печки, инкрустированные изразцовыми элементами желательно в просторных помещениях с высокими потолками. Это даст наилучший обзор подобному сооружению.

Небольшие камины и печи подойдут для комнат средних габаритов по площади. В помещениях малой площади и с низкими потолками такие установки будут выглядеть громоздко и нелепо, все эстетическое наслаждение от них просто потеряется.

к содержанию ↑

Вывод

Солидная изразцовая печь – это признак успеха и статуса. Она сложна в монтаже и установке отдельных элементов, ее владельцу придется прибегнуть к услугам профессионального каменщика. Но существуют и готовые небольшие модели, которые окажутся по карману даже среднему классу.

Печь, обложенная изразцами, прослужит хозяину долгие годы, даря нежное тепло в жилое помещение продолжительное время. Она неприхотлива в обслуживании и просто красива.

pechnoy.guru

Как облицевать печь изразцами – поэтапная инструкция для начинающего печника

Мода цикличная, на смену одним веяниям приходят другие. Такая же тенденция наблюдается в отделке печей и каминов для бани, частного дома или дачи. Сегодня набирает популярность облицовка изразцами. Появляется всё больше поклонников традиционного русского стиля в дизайне и интерьере: сруб из бревна, резьбленное (резное) крыльцо, наличники, красивая русская печь, колодец. Облицовка русской печи плиткой будет неполноценна без использования изразцов.

Раньше не нужно было объяснять, что такое изразцовая печь, а сегодня требуются пояснения. Это печь, облицованная изразцами (плитка особой формы и структуры). Печные и каминные изразцы – изделия дорогие, ведь часть работ выполняется вручную. Но и результат того стоит. Сложно найти две идентичные, по внешней отделке, печи.

Облицовка печи изразцами своими руками

Помимо красоты, печные изразцы придают печи или камину еще несколько дополнительных свойств:

  • гигиеничность. Изразцы нетребовательны в уходе и с них легко удаляется пыль и любые загрязнения. Плотная структура поверхностной глазури не дает грязи и копоти проникнуть внутрь плитки, а также не пропускает через себя дым и гарь из печи:
  • высокая теплоемкость. За счет толщины и уникального строения тыльной стороны. Как и любая плитка, изразцы изготовлены из керамики. Но их толщина составляет 40-45 мм. В то время как толщина обычной плитки не превышает 18 мм. Наличие румпы (бортика на изнанке изразца) позволяет увеличить теплоемкость плитки;
  • продолжительная теплоотдача. Благодаря конструкции плитки, изразцовая печь медленно остывает. Замечено, что хорошо протопленная печь еще сутки остается теплой. Это приводит к экономии топлива. При этом выделяемое печью тепло по характеристикам схоже с теплом от солнца;

Примечание. Изразцовые камины имеют более низкий КПД изразцовой облицовки. Это связано с конструкцией топочной камеры камина. При открытой топке облицовка изразцами не выполняет свои функции в полном объеме. Поэтому, для каминов могут применяться декоративные изразцы – «плитка под изразцы» или майолика, которая по внешнему виду схожа с изразцами, но не имеет румпы. Керамическую плитку обычной формы можно устанавливать на уже существующий (действующий) камин. Потери тепла при открытой топке камина составляют до 50%, при закрытой – до 15%.

  • комфортная температура поверхности изразцовой печи;
  • долговечность, воплощение традиций в интерьере, особенная атмосфера в помещении и оригинальность.

Как облицевать печь изразцами своими руками

Отделка изразцами кажется сложной. На самом деле, так оно и есть. В старину, чтобы положить изразцы приглашались два мастера: печник и облицовщик. Выполняя работу одновременно, они создавали красивое и функциональное отопительное сооружение. Сегодня, благодаря тому, что технологии шагнули вперед, появилась возможность выполнить отделку печи изразцами своими руками.

Отметим сразу, время работы с момента принятия решения, разработки и утверждения проекта печи/камина до облицовки изразцами составляет 3-4 месяца. А до момента первой полноценной протопки печи – еще 1 месяц.

Плюс, человек, решивший сделать облицовку самостоятельно, вынужден будет играть несколько ролей: художник, дизайнер, архитектор, керамист и печник.

Но, как говорится, было бы желание, а пошаговая инструкция по монтажу изразцов прилагается.

Облицовка изразцами - планирование

Изразцовые печи – это специфический вид обустройства топки. Ее особенность в том, что строительство и облицовка производятся одновременно (классический способ). Есть еще современный, для тех, кто хочет облицевать уже работающую (старую) печь или камин.

Таким образом, для начала рассмотрим первый вариант – одновременное строительство и облицовка печи изразцами. Как правило, выполняют такую работу сразу два специалиста – печник и облицовщик.

Исходя из сущности этапа, можно сделать вывод, что решение обложить печь изразцами принимается одномоментно с идеей её строительства. Учитывая, что вес изразца довольно большой (2 кг), за счет большей толщины по сравнению с керамической плиткой, а также за счет способа монтажа, печи нужно обеспечить мощное основание – фундамент. Его площадь должно немного превышать планируемые размеры печи или камина. Это позволит конструкции прочно стоять и выдерживать вес изразцов без перекосов. Выбирая вид фундамента лучше отдать предпочтение плитному, а его толщина определится весом будущей печи.

Чертеж и схема укладки изразцовой плитки

Точная схема необходима для того, чтобы упростить монтаж и подсчитать точный расход материалы. Имея в своем распоряжении подробную схему укладки, легко определить, какой конфигурации изразцы будут нужны для отделки и какой порядок их установки. Принимая в расчет стоимость изразца – это немаловажный аспект.

Примечание. Пользователи рекомендуют создать страховой запас изразцов. Как минимум по одной штуке каждого вида изразца должно быть в наличии не только на случай непредвиденного повреждения во время кладки, но и на случай повреждения во время пользования.

Не нужно обладать навыками архитектора, чтобы создать чертеж изразцовой плиты. Достаточно нанести размеры печи и место установки изразцов.

Чертеж изразцовой печи

В настоящее время популярна 3D визуализация проекта.

Материалы и инструмент

Для работы нужно приготовить:

  • изразцовая плитка для печи – основной материал;
  • штыри из стальной проволоки диаметром 5 мм. Они нужны для соединения изразцов между собой и кирпичной кладкой печи;
  • глина для заполнения румпы;
  • наполнитель: битый кирпич, речная галька или гравий (для закладки в румпу);

Примечание. Для наполнения румпы не подходит огнеупорный кирпич, а только обычный печной. Дело в том, что огнеупорный кирпич расширяется под воздействием высокой температуры, что может привести к расколу изразца.

  • затирка для швов на основе гипса.

Из инструментов достаточно будет тех, которые есть у каждого хозяина: строительный уровень, отвес, угольник, рашпиль, шпатель, болгарка.

Выбор изразцов для облицовки

Мастера-плиточники создали много разных конфигураций изразца, что позволяет построить красивую и функциональную изразцовую печь. Так, например, ровные плитки используют при отделке плоскостей, для облицовки углов предусмотрены угловые изразцы с румпой соответствующей конфигурации, Изгибы и декор выполняются фасонными деталями (бордюр, карниз прямой и угловой, решетка, рельефные вставки, накрывная полка, обрамление топки).

Разными могут быть не только виды изразцов, но и способ выполнения лицевой поверхности. Здесь выделяют рельефные, гладкие, с рисунком и без, глазурованные и терракотовые поверхности. Способ нанесения рисунка и его цветовая гамма определили целые школы керамистов. Популярность завоевали, голландские, испанские, русские изразцы.

А вот размеры изразцов, напротив, унифицированы и регламентируются положением ГОСТа 3742-47. Документ содержит информацию о геометрии изразца и допустимых отклонениях от нормы. Последние составляют не более 1 мм. Стандартизация позволила избежать длительной подгонки изразцов друг к другу, что существенно сокращает время облицовки.

Как проверить качество изразца

Покупая изразец нужно руководствоваться не только его эстетическими свойствами, но и обратить внимание на такие показатели как:

  • сырье. Мастера утверждают, что прочный изразец можно изготовить только из белой глины. Цветные глины, содержат различные примеси, которые влияют на качество;
  • наличие и размеры пор. Чтобы увидеть поры не нужно разбивать изделие. Они отчетливо просматриваются на торцах изразца. Чем больше размер пор, тем больше влаги способно впитать изделие. Процент влагопоглощения определяет устойчивость изразца к перепадам температур, к механическим повреждениям. Соответственно, чем больше и крупнее поры, тем ниже качество изделия;
  • метод изготовления изразца. В промышленных объемах изразцы изготавливаются двумя способами: продавливание, прессование и литьё. В первом случае используется влажная глина, что упрощает процесс производства, но увеличивает срок высыхания изделия. К тому же в процессе сушки влажное изделие может повести, что нарушит заданные размеры. Второй вариант более трудоемкий, но готовое изделие более прочное и имеет идентичные размеры. Третий метод используют для получения «плитки под изразцы»;
  • число (количество) обжигов. Их можно определить по качеству лицевой поверхности. Если она слегка потрескалась и имеет более тусклый блеск – значит, изразец обжигался единожды.

Подготовка изразца к облицовке

Учитывая способ изготовление изразцов можно отметить, что все плитки будут отличаться по размеру и оттенку.

С размером проще – все изразцы подгоняются под один размер с помощью болгарки и шлифовки рашпилем. При этом если нужно распилить изделие на части сначала нужно сделать запил лицевой глазурованной поверхности.

Примечание. Чтобы не повредить поверхность изразца при дальнейшей шлифовке сначала на глазурованной поверхности нужно сделать небольшой скос. Таким образом, изразцы будут опираться друг на друга ребром, а не декоративной поверхностью. На качестве укладки это никак не отразится.

Но если размер можно привести в единое соответствие, то цвету нужно уделить внимание. Изделия следует сгруппировать таким образом, чтобы переход между оттенками был как можно менее заметным. При этом мастера советуют укладывать изразцы с темными оттенками внизу.

Изделия с обнаруженными дефектами (трещинами, сколами, дефектами рисунка) могут пригодиться для подрезки. Их также можно уложить в месте примыкания к стене или других малозаметных местах.

Варианты укладки изразцов: первый рисунок - с сортировкой, второй - без.

Облицовка печи с сортировкой изразцов и без

Схема укладки изразцов с перевязкой и безКроме того, существуют способы укладки изразцов с перевязкой и без таковой.

На этом подходы к укладке не ограничиваются и определяются рисунком, рельефом изразца и фантазией автора.

Материал подготовлен для сайта www.moydomik.net

Отсортированные изделия нужно разложить в соответствии с чертежом на ровной поверхности.

Раскладка изразцов до и после

Примечание. Перед выкладкой изразцов удобно обозначить очертания печи малярной лентой.

Если размеры изразца превышают размеры печи, края плитки нужно зашлифовать (сточить) до нужного размера. Если меньше, можно увеличить толщину шва между плиткой. Однако его толщина не должна превышать 1 мм. для вертикального шва и 3 мм. для горизонтального.

Выложенные изразцы нумеруют с обратной стороны и приступают непосредственно к печной облицовке.

Раскладка комплекта изразцовой плитки

Облицовка печи изразцами – пошаговая инструкция

Технология отделки изразцами, как и любой строительный процесс – последовательна, начинается с формирования первого ряда.

Первый ряд изразцов или так называемые «копыта» задают тон всему строительству. Их правильная укладка залог быстрого и качественного дальнейшего монтажа.

Установка первого ряда

  1. подобранные и пронумерованные изразцы погружаются в воду. Это позволит избежать ситуации, когда глина изразца будет вытягивать влагу из раствора;
  2. после извлечения, румпа каждого изразца до половины наполняется глиной. Заполнение румпы повышает теплоотдачу печи;
  3. затем в глину набивается наполнитель. В качестве такового может выступать кирпич, гравий, галька;
  4. образовавшиеся пустоты заполняют глиной;

Примечание. Многие мастера используют готовую смесь для заполнения румпы. Состав смеси: глина, кварцевый песок и кирпич в пропорции (соотношении) 1:2:2.

  • кладка изразцов начинается с установки угловых элементов;
  • установка центральных изразцов. После того, как первый ряд выложен, необходимо стянуть изразцы между собой стальным штырем. Чтобы предотвратить сползание плитки, штырь рекомендуется загнуть сверху. Нижним краем он будет упираться в румпу;
  • плитки в вертикальных и горизонтальных рядах соединяются между собой с использованием стальных скоб.
  • мягкая проволока, закрепленная на штыре, позволит соединить ряд изразцов с рядом кирпича печи. Проволока привязывается к штырю. На ее конце формируется петля, которая заводится в кирпичную кладку. Для надежной связки на каждый штырь следует привязать по две проволоки-петли.

Примечание. Петли для связки с кладкой печи устанавливаются по ходу строительства печи. Установленные заранее, они будут мешать работе.

Порядок крепления изразца показан на фото.

Способы крепления изразцовой плитки

После того, как уложен первый ряд нужно расчистить швы. В дальнейшем это поможет более аккуратно нанести затирку. А также очистить изразцовую поверхность от промывки.

Укладка последующих рядов изразцов

После того, как уложен первый ряд, аналогичным образом выставляется еще один. После этого выполняется кладки самой печи или камина. После того, как выложены несколько рядов кирпича пространство между ними и изразцами также заполняется глиной.

Облицовка изразцами - порядовка - 1Облицовка изразцами - порядовка - 2 (ноги)Облицовка изразцами - порядовка - 3Облицовка печи изразцами - порядовка - 4Облицовка изразцами - порядовка - 5Облицовка изразцами - порядовка - 6Облицовка печи изразцами - порядовка - 7Облицовка печи изразцами - порядовка - 8Облицовка печи изразцами - порядовка - 9Монтаж изразцов - порядовка - 10Монтаж изразцов - порядовка - 11Монтаж изразцовой плитки - порядовка - 12Монтаж изразцовой плитки - порядовка - 13Установка изразцовой плитки - порядовка - 14

Очистка печи и затирка швов между изразцовой плиткой

Облицовка изразцовой печи завершается очисткой поверхности. Для этого используется мягкая тряпка или бумага. Последним штрихом является заделка швов (затирка), если таковые допущены в процессе работы. Для затирки швов между плиткой используют жидкое гипсовое тесто, которым смазывают шовные промежутки. Через 10-15 мин. после высыхания теста, его остатки снимают мягкой тряпкой.

Примечание. Как бы ни хотелось протопить построенную и облицованную печь, не стоит делать этого раньше, чем через неделю после завершения всех работ. Да и то, пробная топка длится не более часа. Полноценную проверку можно выполнить после того, как полностью высохнет глиняный раствор – через 3-4 недели.

Облицовка изразцами готовой печи

Теперь, расскажем о втором варианте – облицовка старой (уже действующей, работающей) печи изразцами.

В таком случае, керамические изразцы укладываются по следующей схеме:

  • в кирпичной кладке рабочей печи высверливаются отверстия для связки кладки и изразцов;
  • в проделанные отверстия заводятся саморезы с проволокой. Они будут связующим элементом, удерживающим изразцы на поверхности печи или камина;

Крепление изразца к кирпичной кладкеПримечание. Для крепления проволоки в кладке следует использовать короткие саморезы с нанесенным на них клеем. При этом заводить их нужно не ударным способом, а именно вкручиванием.

  • закрепление стальных штырей на проволоку;
  • установка изразца на штырь и последующее загибание верхнего края штыря;
  • заполнение пространства между изразцами сухим раствором.

Заполнение камеры изразца сухим растворомПримечание. Строительный рынок предлагает современные растворы для приклеивания изразцов к кирпичной поверхности. Такой клей выдерживает значительную температуру и способен удержать без деформации изразцовою отделку с учетом существенного веса плитки.

Как крепить изразцы к печи (готовой) показано на видео

Изразцы для камина и печи способны долго сохранять свое очарование при наличии должного ухода. Он заключается: в своевременном протирании изразцов от пыли, копоти, и замене (реставрации) поврежденных элементов.

Метки: Изразцы Печь Камин Облицовочный материал Отделочный материал

Оставьте свой комментарий

moydomik.net

Изразцовые печи

Изразцовая дровяная печь – неизменный атрибут русской культуры. Её превозносили, ей поклонялись и присваивали высокие титулы: печь-кормилица, печь-матушка, «Божья ладонь». Пословицы, поговорки, приметы и, конечно же, целые сказки складывались об этом поистине незаменимом в русской избе очаге. Поэтому именно с помощью народной мудрости хочется рассказать о данном источнике тепла для души и тела.

Итак, как повелось говорить у наших предков, будем «плясать от печки». Существует несколько конфигураций дровяных печей в зависимости от их конструкции, вида топки. На этой почве возникают вопросы о доступной отделке для того или иного варианта. Что больше подходит для облицовки чугунных печей или металлических вариантов топок? Какой материал будет уместен при отделке кирпичной кладки очага? Русская печь или голландка, комнатная или банная, кирпичная, стальная или чугунная – облицовка изразцами является идеальным вариантом для любой из них. Ведь комплект изразцовой отделки изготавливается на заказ для конкретной печи. Особенно актуальна такая гибкость, когда стоит вопрос об облицовке уже готовой печи изразцами.

Непременно, такая вариативность влияет и на внешний вид очага. В современном интерьере никак не обойтись без старинной пословицы «Печь краса – в доме чудеса». Что может сделать отделку печи прекраснее ручной росписи по керамике, сочных и насыщенных цветов покрывающих её глазурей и выразительности форм декора? Именно изразцовая отделка позволяет максимально точно вписать печь в интерьер, создать неповторимую композицию, соответствующую модным тенденциям.

Известно, что «Догадлив крестьянин — на печи избу поставил», но облицованная изразцами комнатная печь не единственно возможный вариант применения дровяного очага. Сегодня на изразцовой печи «ставят» не только избу, но и баню. Если в стародавние времена баня служила людям для очищения тела, то сегодня это скорее лекарство для души. Поэтому очень важно, чтобы нагревающая парную топка дарила и эстетическое наслаждение. Облицовка печи в бане изразцами позволяет создать не только красивый и оригинальный, но также долговечный и практичный облик основного элемента помещения.

Но слова словами, а «Человека узнаешь, когда из семи печек с ним щей похлебаешь». Вот и галерея работ, в которой представлены уже выполненные проекты отделки печей изразцовой плиткой с фото и подробным описанием, скажет о студии Ceramica Decor гораздо больше. А каталог изразцовых печей точнее укажет на неповторимость каждой отдельной модели.

Ручная работа, наличие различных вариантов исполнения отдельных элементов, многоцветие пигментов росписи, рождённые фантазией наших художников-керамистов варианты узоров и изображений, возможность оформления целых живописных панно – те составляющие, которые становятся залогом зарождения эксклюзивных вариантов дизайна. Купить изразцовую печь ручной работы – значит довериться многовековым традициям в самом современном их воплощении. И кто же сможет поспорить с самой важной народной мудростью, что «Добра та речь, что в избе есть печь»?

Читать далее

ceramicadecor.ru

Русские изразцовые печи — история и современность

Русские поговорки и пословицы полны упоминаниями печи, да в каком контексте: «Танцевать от печки», «Догадлив крестьянин — на печи избу поставил», «Добра та речь, что в избе есть печь», «в октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся», «без печки холодно, без хлеба голодно». Печь не только отапливала, на ней готовили, в ней мылись, на ней лечились и любили — она была центром дома и его хранителем. Это, впрочем, неудивительно, поскольку климат России никогда не отличался мягкостью и наличие хорошей теплой печи было залогом выживания семьи в суровые зимы. Печи поклонялись и придавали ей сакральный смысл, как проводнику огня — главного языческого божества русичей. Нередко ее очеловечивали, наделяя способностью разговаривать, как например в народной сказке «гуси-Лебеди» и в более поздние времена, в частности, во вполне современном мультфильме «Вовка в тридевятом царстве».  О духовой печи в народе говорили: «Печка кормит, печка греет, печка — мать родная». Устройство русской печи предполагало не только очаг  для приготовления пищи, но и лежанку, чтобы спать в тепле. В этом главное отличие русских печей от европейских и средиземноморских. Европейская печь была в первую очередь частью системы отопления и элементом декора помещения. Средиземноморские печи использовались, в основном, для приготовления пищи. А вот, русская печь была «много в одном»: плита, спальня, отопительный прибор, баня, элемент декора и главное жилище домашнего божества и покровителя семьи — домового. Неполные аналоги русской печи есть только в Скандинавии, где климат сходен с российским, поэтому и традиционный уклад был похож. С VIII по XIII века в Северной Руси преобладали печи-камени, сложенные из крупных камней без использования скрепляющего раствора. Камни были настолько хорошо подобраны, что герметично примыкали друг к другу. Топились такие печи «по черному», что имело свои плюсы в плане дезинфекции жилища:  горячий дым «прожаривал» стены и потолок в избе, которая высушивалась и дезинфицировалась, что было немаловажно для борьбы с инфекциями и насекомыми.   Только к XV веку появились первые дымоходы, которые к началу XVII века стали изготавливаться из огнеупорного кирпича и вся конструкция приобрела тот вид, который мы сейчас называем «русская печь».  И коль скоро русичи в печи вкладывали сакральный смысл, то и украшениям для них придавалось большое значение. Печь, как центр дома, или просто довольно большое сооружение нуждалась в украшении.

Ранние печи украшались терракотовыми и поливными изразцами, часто печь собирали из самонесущих изразцов и в конце-концов появилось понятие «изразцовая печь», предполагающая, что изразцы являются основным строительным материалом такой печи. 

XVII век стал пиком изразцового искусства в России. Подробнее об этом мы писали в нашей статье «История русского изразца — от крещения Руси до Серебряного века». Множество разноцветных и поливных изразцов украшало русские печи. Большой коллекцией изразцовых русских печей обладает Московский Кремль. Очень интересные изразцовые печи установлены в Новодевичьем монастыре, в Троице-Сергиевой Лавре. В общем, их уцелело немало в разной степени сохранности, во многом благодаря подвижничеству музейных сотрудников и реставраторов. Одна из самых больших коллекций русских изразцовых печей находится в Коломенском, где реставраторами МГОМЗ были произведены очень качественные реконструкции. Эти печи стали символом и красочным памятником Руси боярской — эпохи, сгинувшей в Петровские времена. 

Кардинальным изменениям русская печь подверглась в начале XVIII века с указом Петра, запрещавшим строительство курных (топившихся «по черному») пожароопасных печей, что было очень своевременно, поскольку города горели и пожары наносили большой ущерб. Тогда же был издан первый регламент по строительству печей в жилых домах и промышленному изготовлению кирпича, изразцов и других печных элементов. В этот же период по повелению Петра было запущено производство новых для России «голландских» изразцов — белых «кафлей» с росписью кобальтом. Приказ Петра звучал: «делать немедленно шведским манером печных изразцов гладких белых, а по ним травы синею краскою».

К середине XVIII века Россия производила самое большое число изразцов в Европе. А к концу века были заложены научные основы конструирования печей. Архитекторами, разработавшими наиболее энергоэффективные конструкции  систем печного отопления были Николай Александрович Львов со своей работой «Русская пиростатика» и Иван Иванович Свиязев со своей работой «Теоретические основы печного искусства», в которой он опубликовал методику расчета размеров дымоходов и сечений газовых каналов. Эти архитекторы теоретически обосновали приемы  проектирования систем печного отопления, а также изобрели свои оригинальные топливники и печи. Профессор Сильвиуш Болеславович Лукашевич опубликовал «Курс отопления и вентиляции», где в разделе по печному отоплению изложил теорию расчета отопительных печей. Производство белых кафлей и изменение способа вывода дыма повлекли за собой преобразования в строении городских печей. Такие, чисто отопительные толстостенные печи стали называть «голландками», что не совсем правильно, поскольку они появились впервые именно в России, а уже отсюда попали в Европу. Как бы то ни было, печи-голландки получили большое распространение в городах во многом, благодаря своей тепловой эффективности. Установленные в каждой комнате дома или квартиры, соединенные между собой сложной системой теплотрасс, они стали прекрасным источником отопления довольно больших помещений. В частности, такие печи были установлены в Большом Екатерининском Дворце. О печах Большого Екатерининского дворца стоит рассказать отдельно, поскольку, как и московские изразцовые печи конца XVII века, они символизируют собой целую эпоху. Идеи создания в России империи, не уступающей по своему влиянию и блеску крупнейшим европейским империям витали в воздухе всегда. Этой идее отвечал Санкт-Петербург, который, кроме «окна в Европу», стал первым полностью спланированным «европейским» городом России. Многочисленные дворцы, возведенные Петром и его потомками в Санкт-Петербурге превзошли своим блеском европейские, а дворцово-парковые ансамбли Петергофа не уступают знаменитому французскому Версалю по своей красоте.  Основной расцвет искусств, вызванный роскошью господствующего тогда класса дворян, пришелся на правление Елизаветы Петровны. Этот период русского искусства даже получил свое название — Елизаветинское барокко. Главным представителем направления стал архитектор Ф. Б. Растрелли, по имени которого иногда называют и сам елизаветинский стиль  — растреллиевское барокко. Елизаветинское барокко, в отличие от предшествующего ему петровского барокко, учитывал достижения русского искусства, сохранив в  своих силуэтах традиции православной храмовой архитектуры. Царскосельские и петергофские постройки Растрелли стали закономерным результатом того, что происходило здесь до него. Его творчество полностью подчинялось вкусам императрицы, любившей блеск, веселье и роскошь.   Эпоха Елизаветы стала исключительно цельным периодом яркого проявления идеалов рококо. Прикладное искусство, архитектура и живопись достигли мастерства высочайшей степени и были применены в множестве построенных и реконструированных дворцов.

«Елизавета Петровна обновила все постройки и довела дворец до такой степени совершенства, что он смело мог соперничать, в особенности своими фонтанами, с Версалью и Марли».

Мечеслав Пилсудский, 1857 год

Большой интерес представляют изразцовые печи XVIII века, коих немало в Екатерининском дворце. К моменту возведения этих печей, в России уже давно работали кирпичные заводы, производящие «кафли». В месте расположения заводов в Стрельне были залежи хорошей глины. К 1722 году в печах Стрельны обжигалось до 3,5 млн. кирпичей в год. На стрельнинском Гончарном дворе изготавливали посуду, утварь и изразцы, политые белой эмалью и расписанные синими красками. Сюжеты были все те же, голландские — мельницы, корабли, пейзажи, каналы и другие. Подробнее о делфтском стиле вы можете прочитать в нашей статье о голландских изразцах.

В голландском стиле выполнены изразцы печей Большого Екатерининского дворца в Царском селе — сюжетные картины в бело-синей гамме, заключенные в орнаментальные живописные рамки. В этом ключе выполнены печи Кавалерской столовой, Буфетной, Китайской гостиной и многих других помещений Большого дворца.

На контрасте с перечисленными помещениями выполнена Белая столовая — в ней полная монохромность и матовые текстуры. Белая столовая была перестроена в 1774 году архитектором Ю. М. Фельтеном, сторонником классицизма. Помещение решено в строгих канонах классицизма и в его интерьерах имеются изящные круглые изразцовые печи, российского производства, облицованные белыми поливными изразцами с рельефными панно «Музыка» и «Живопись». 

Несмотря на серьезные разрушения во время блокады Ленинграда в период Второй мировой войны, дворцы Царского села и Петергофа до сих пор являются собранием выдающихся произведений искусства, а также красноречивым свидетелем подвига советских реставраторов, участвовавших в их восстановлении.  Секрет изготовления изразцов с подглазурной живописью был утерян, и послевоенным реставраторам пришлось его возрождать. Основная заслуга в этом принадлежала архитектору А. Э. Гессену, по инициативе которого и были успешно реализованы работы по изготовлению изразцов. Гессеном  была решена проблема полного восстановления изразцовых плиток в интерьерах Летнего дворца Петра Первого, в Монплезире и в Марли в Петергофе.  Довольно долго печь была основным источником тепла в русских домах и городских квартирах. Только в конце XIX — начале XX века, с изобретением парового отопления, их стали заменять. Фактически, в наши дни печи для отопления устанавливают только в частных домах и при условии отсутствия магистрального газа, позволяющего смонтировать газовый котел и водяное отопление. Чаще в доме устанавливают камин — для сибаритской медитации на огонь и как, своего рода, признак достатка. Тем не менее, спрос на печи есть и он достаточно устойчив. Часто заказчики ограничиваются обычной кирпичной печью, что обусловлено не только ее более низкой стоимостью, но и определенным вкусом современников с их приверженностью стилю «шале» в интерьере.

Изразцовые печи стали возвращаться в обиход только последние 10-12 лет. На рынке не так много компаний, способных изготовить изразцовую облицовку для печи. К тому же, у современных заказчиков практически отсутствует потребность в самонесущих изразцах и печах, полностью сложенных из них. Поэтому сейчас скорее речь идет об изготовлении архитектурной керамики и изразцовой плитки. Хотя иногда появляются заказы на настоящие изразцы с румпой.

Современные российские предприятия по изготовлению изразцов относятся к нескольким типам — мастерские с определенным ассортиментом форм и проектов, которые подгоняются под размеры печи или камина заказчика; мастерские, изготавливающие индивидуальные облицовки по эскизам заказчика или создающие новые эскизы; художественные мастерские, изготавливающие  авторские работы; и керамисты-частники.

В любой из перечисленных мастерских заказчик получает объект с высокой степенью уникальности, поскольку полностью идентичных изразцов не бывает и даже в рамках одного комплекта каждый изразец будет отличаться от другого. Разница между мастерскими не слишком существенна и состоит только в ценах и художественной составляющей, а это, в первую очередь, вопрос образования и вкуса художников и заказчика. В любом случае, на рынке сейчас можно найти изразцовые печи и камины на любой вкус. Приведем пример нескольких российских мастерских.

Одна из самых крупных в России, компания «Паллада» из Санкт-Петербурга основана художниками-реставраторами Андреем Роденковым и Константином Лихолатом. Компания имеет в своей базе огромное количество восстановленных антикварных форм изразцов Северо-Западного региона. Подробнее об этом мы писали в нашей статье «Финские печи — изразцовое богатство Северо-запада».

Московская компания, созданная на базе реставрационных мастерских Андреевского монастыря и также имеющая большое количество восстановленных при реставрациях исторических форм изразцов — это «Керамическая мастерская Сергея Лебедева». Очень интересны работы компании «Изразцовые печи» в Кимрах, основанной Александром Чернышевым. Это довольно крупное предприятие, специализирующееся, как ясно из названия, на изготовлении печных изразцов из шамота.

Мастерские меньшего размера, но столь же отменного качества изготовления архитектурной керамики и изразцов, образованные художниками-керамистами это, например, «Студия архитектурной керамики Юрия Осинина» в Санкт-Петербурге, в которой создаются работы с необычайно точным рельефом, тонкой живописью и изумительными по своей красоте глазурными покрытиями. Компания «АртБазл» — мастерские монументальной живописи и архитектурной керамики — еще одно предприятие из Санкт-Петербурга, принадлежащее художникам-керамистам Андрею Беляеву и Ларисе Захаровой. Керамические камины этих художников очень сложны и необыкновенно красивы.  Сказочно хороши работы семейной мастерской «Лев и Сирин» из Звенигорода, образованной потомственными керамистами Куприяновыми. Это — полностью авторская керамика, имеющая собственное лицо, стиль и характер.  

Мы перечислили далеко не все существующие в России керамические мастерские, однако, работы упомянутых производств и художников притягивают к себе, волнуют душу и радуют глаз, что позволяет ставить их в один ряд с лучшими произведениями крупных мастеров прошлого. 


Смотрите также


2012-2020 © Содержание, карта сайта.